Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Общеизвестно, что удостоверением личности наша милиция признает только внутренний паспорт, а все остальные документы, пока не принят специальный закон, считает филькиной грамотой. И в принципе она права. Ведь внутри страны заграничный паспорт, который имеется у многих россиян, считается удостоверением личности только в том случае, если человек постоянно проживает за пределами территории РФ. Так что он нужен, как правило, лишь за границей.
Именно зарубежные страны стимулировали создание новых заграничных паспортов. Опытная их партия уже выдается жителям Калининградской области. Остальные начнут получать паспорта с пластиковой страницей, в которую вшита специальная микросхема, лишь с 2007 года. При этом обладатели "электронных" паспортов не будут иметь какие-то привилегии. Цифровое фото и отпечатки пальцев нужны не гражданам, а компетентным органам, причем не столько российским, сколько зарубежным, чтобы информацию о владельце паспорта можно было считывать с микрочипов на всех пограничных пунктах.
Таким образом, внутри страны нам по-прежнему придется предъявлять внутренний паспорт. Делать это приходится довольно часто: при совершении нотариальных действий, регистрации прав собственности, при покупке проездных документов и для получения пропуска для прохода в учреждения и организации. Специальный закон о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, пока не принят, из-за чего без внутреннего паспорта россиянину нельзя выйти на улицу, так как его в любой момент может остановить милиция для проверки документов. А ей необходимо показать не служебное удостоверение, не водительские права, а именно ту "ксиву", где стоит штамп о прописке.
Иметь паспорт обязаны все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. Именно внутренний паспорт, как сказано в Положении, утвержденном постановлением правительства РФ от 8 июля 1997 г. №828, "является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ". Как минимум два раза в жизни паспорт нужно менять, поскольку теперь туда не вклеиваются новые фотографии. В том же Положении черным по белому прописано, что "до оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается органом внутренних дел временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации". Но в ответ на эту просьбу в некоторых паспортных столах почему-то говорят, что они выдают временное удостоверение лишь в случае утери паспорта.
Получается, что законопослушный гражданин, который честно исполняет требование о замене паспорта, может быть лишен своих конституционных прав на целый месяц, а то и больше. Он не может ни уехать в отпуск или командировку, ни выдать нотариальную доверенность, ни даже проголосовать на выборах, случись они именно в это время. Ведь он не может доказать, что он гражданин РФ. Тогда как рассеянный человек, не уследивший за своим "основным документом", а то и хуже – лжец, припрятавший свой паспорт и заявивший о его пропаже, получает справку по всей форме и чувствует себе вполне комфортно.
Не хочется думать, что в паспортных столах провоцируют граждан на умышленную утерю своего удостоверения личности. Скорее всего, отказ выдать справку с фотографией объясняется всего лишь халатным отношением сотрудников к своим обязанностям. Однако действующее законодательство, как видим, явно отстало от жизни. И совсем не случайно депутаты ГД Плигин, Москалец, Емельянов, Иванов, Митрофанов, Орголайнен, Стрельников, Харитонов и Попов предлагают внести изменение в закон о гражданстве, изложив в новой редакции его ст.10, которая определяет документы, удостоверяющие наличие у лица гражданства Российской Федерации. Хочется заметить, что субъектами законодательной инициативы стали представители фракции "Единая Россия" и примкнувшие к ним либерал-демократ Митрофанов и коммунист Иванов. Все они усмотрели пробелы в существующей норме указанной статьи и предлагают изменить ее, чтобы увязать с другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы правового статуса и оформления документов, подтверждающих наличие российского гражданства.
Если говорить по существу, то действующая редакция ст.10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" упоминает только паспорт или иной основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации и содержащий указание на его российское гражданство. Данное положение, по мнению авторов законопроекта, является не только неполным, но и не вполне корректным. Так, в федеральном законе о гражданстве РФ вообще не указывается о документах, которые наиболее распространенным образом подтверждают наличие гражданства Российской Федерации у лиц, не достигших возраста 14 лет.
Обычно такими документами для указанных лиц являются их свидетельства о рождении с вкладышами, подтверждающими российское гражданство. Хотя федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" позволяет оформить лицу, не достигшему возраста 14 лет, заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт или паспорт моряка, т.е. основные документы, на которые ссылка в ст.10 закона о гражданстве содержится. При этом, конечно, следует учитывать, что такое оформление производится только в случае предстоящего выезда несовершеннолетнего гражданина РФ за пределы страны. Значит, эта норма не является общей для всех.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что "действующей редакцией ст.10 закона о гражданстве также не учитывается возможность подтверждения российского гражданства лица, не достигшего возраста 14 лет, внесением о нем сведений в паспорт или иной основной документ его родителя (усыновителя)".
Депутаты предлагают, чтобы наличие российского гражданства у лица, не достигшего 14 лет, подтверждали не только свидетельство о его рождении с вкладышем или загранпаспорт и иные документы, если они оформлены, но и сведения о таком лице, в установленном порядке внесенные в паспорт гражданина РФ или иной основной документ, имеющийся у его родителя (усыновителя).
Впрочем, все недостатки статьи, которую предлагается изменить, связаны не столько с неполнотой ее содержания, но, главным образом, с ее чрезмерно императивным характером. Она, по сути, не допускает наличия каких-либо иных документов, подтверждающих российское гражданство лица, кроме обозначенных в самой статье.
В связи с этим, авторы законопроекта предлагают установить в новой редакции норму общего характера с указанием общего (незакрытого) перечня документов, удостоверяющих российское гражданство лица, отметив при этом ключевое значение для таких целей общегражданского (внутреннего) паспорта и определив, что "гражданство Российской Федерации может подтверждаться также и другими документами, предусмотренными не только законом о гражданстве, но и иными федеральными законами, а также указами президента РФ, постановлениями правительства РФ или международными договорами России".
В частности, новая редакция закона позволит подтвердить наличие российского гражданства одним из основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории России: заграничным паспортом, дипломатическим паспортом, служебным паспортом или паспортом моряка. Однако это не означает, что все вышеперечисленные документы станут автоматически полноценным удостоверением личности и на территории РФ. Так что предложенная поправка – это, конечно, полумера, которая вряд ли облегчит положение россиян, по той или иной причине оказавшихся в России без внутреннего паспорта.
Для того, чтобы россияне, подобно гражданам большинства цивилизованных стран, не таскали с собой паспорт, которым в случае его утери могут воспользоваться в корыстных целях (сколько фирм-однодневок открыто по таким паспортам?), чтобы они могли в любой ситуации, предполагающей необходимость удостоверить личность, предъявить, скажем, водительские права, поправки в закон явно недостаточно. Нужно как можно скорее принять полноценный закон о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ. Во-первых, он обеспечит соблюдение конституционных прав граждан, временно оставшихся без внутреннего паспорта. Во-вторых, выбьет почву из-под ног мздоимцев (как в государственных и муниципальных органах власти, так и в правоохранительных органах"), поскольку лишит их возможности унижать человека при отсутствии у него в данный момент паспорта.
Что касается предложенной депутатами поправки, то она, пожалуй, может быть принята уже в ходе весенней сессии, поскольку изменение закона о гражданстве, как отмечается в финансово-экономическом обосновании законопроекта, не предусматривает изменения финансовых обязательств государства или осуществления каких-либо дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Москва давно мешает украинцам спроектировать подобное вооружение
Разговоры о завершении конфликта звучат все громче