По России перемещаться сложнее, чем по странам ЕС

Ничего экстраординарного в блокпостах на границах российских областей, вроде бы, нет. Но уж слишком похожи проверки на дорогах на пограничный контроль россиян, которые всего-то и едут – из Ярославля в Москву




Вот уже несколько лет, как автомобилистов, пересекающих административные границы российских регионов, вместе с надписями "Добро пожаловать" встречают бетонные надолбы и сужение проезжей части до одной полосы. "Границами на замке" с 90-х годов обзавелись многие области, края и республики. Среди самых "укрепленных": Ленинградская, Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области, а также поволжские национальные республики и, разумеется, регионы Южного федерального округа. Кроме того, в последние годы стал практиковаться поголовный контроль документов у проезжающих блокпосты автомобилей. Почти такой же, как на границах современных европейских государств.

Пост милиции на федеральной трассе "Холмогоры" расположен сразу за объездной дорогой Сергиева Посада. Едущих из Москвы практически не останавливают, а вот приближающихся к столице "тормозят" поголовно. "Спецоперация?", интересуюсь я. "Нет, просто пост такой, обязаны проверять!" – почти рявкает в ответ внушительного вида инспектор.

Проверка идет быстро. Так бывает, если у "клиента" московские или подмосковные номера. А вот если владимирские, ярославские, костромские или архангельские – процесс идет намного дольше. Тех несчастных, у кого номера "южнее Москвы", вообще трясут как груши. "Куда едете? С какой целью?" – вопросы весьма похожи на те, что обычно задают при переходе государственной границы. Визы, правда, в Московскую область пока не надо – и то слава богу. Но и без визы процедура бывает весьма неприятной.

Мой знакомый рассказал, как ехал на отдых с лодкой в прицепе. Остановили и потребовали документы... нет, не на машину, а на плавсредство! Так как документов не было, пришлось разворачиваться и делать многокилометровый крюк.

А вот другой пост. Юг Московской области, Симферопольское шоссе. Берег Оки укреплен по всем правилам фортификации: сразу после моста (в поле не съехать!) дорога перегорожена бетонными и пластиковыми надолбами и сужена до одной полосы в каждом направлении. Каждая машина со скоростью не более 50 км/ч проходит перед рентгеновским взглядом сотрудника милиции. На всякий случай через несколько метров от поста установлены огромные – во всю ширину автострады – металлические ворота с мощным замком... Враг не пройдет! Была когда-то еще старая Симферопольская трасса со своим переездом через Оку – но того моста уже лет 10 как не существует. И восстанавливать его не планируют, даже не надейтесь.

Посты милиции и ДПС на границах поволжских областей и республик – дело и вовсе особенное. Мне самому приходилось сталкиваться с татарстанскими автоинспекторами, которые на голубом глазу говорили, что законы здесь свои, татарстанские, а вот российские им не указ.

Как получилось, что многие российские регионы обзавелись настоящими границами с пограничным контролем и прочими прелестями? Система блокпостов на границах некоторых областей и республик существует уже с 2000 г. – такие меры были приняты после терактов в Волгодонске, Москве и Буйнакске. Более того, сейчас существует два вида стационарных пунктов охраны: посты ДПС контролируют транспортный поток и соблюдение правил дорожного движения, а контрольные посты милиции (КПМ) входят в межрегиональную специальную оперативно-поисковую заградительную систему по розыску автомототранспортных средств, то есть систематически проверяют автомобили и их владельцев на угон и розыск. Представитель пресс-службы ГУВД Московской области сообщил, что КПМ не всегда работают в режиме постоянного контроля; поголовной проверке подвергаются только большегрузные фуры, а постоянный контроль легковых машин производится лишь во время антитеррористических и розыскных спецопераций. Однако, как и предусмотрено законодательством, на КПМ может быть остановлен и проверен любой автомобиль, вызвавший подозрение сотрудника милиции.

Таким образом, ничего экстраординарного в блокпостах на границах российских областей, вроде бы, нет. Обыкновенные проверки на дорогах; "в наше трудное время" по-другому, вроде бы, не получается. Но уж слишком похожи эти проверки на погранконтроль – по крайней мере, у жителей ЕС не больше шансов быть остановленными и проверенными на границах их государств, чем у российских автотуристов, которые всего-то и едут – из Ярославля в Москву. Причем в отличие от современных пограничных КПП в Европе, российские посты сильно замедляют поток автомобилей, что при интенсивном движении по дороге приводит к пробкам. А еще – каждый из нас, даже трезвый и со всеми нужными для поездки документами, рискует потерять до нескольких часов личного, и отнюдь не лишнего, времени.

Впрочем, могло бы быть и куда хуже. В последние годы советской власти посты ГАИ были оборудованы практически на всех перекрестках крупных дорог в европейской части России. Затем, в 90-е годы, большинство мелких постов было "сокращено", чем незамедлительно воспользовались коммерсанты - и в зданиях бывших постов ГАИ сейчас кафе и магазины. Эффективность потрясающая: издалека увидев гаишный "скворечник", водитель рефлекторно тормозит, а там как раз магазин.

Впрочем, при необходимости малые посты вновь могут быть открыты и, более того, превращены в полноценные блокпосты по образцу уже описанных нами. Как все это сочетается с декларированной на самом высшем уровне заботой о единстве и неделимости России – вопрос, пока остающийся без ответа.


Выбор читателей