Обыкновенное чудо

Настоящие маленькие чудеса все еще ожидают нас на московских улицах, скрытые от глаз людских в неприметных двориках, спрятавшиеся за гаражами или заборами, разрушающиеся на пустырях


ФОТО: zabyg17.livehournal.com



Чтобы увидеть чудо, не обязательно ехать за тридевять земель. Настоящие маленькие чудеса все еще ожидают нас на московских улицах, скрытые от глаз людских в неприметных двориках, спрятавшиеся за гаражами или заборами. И сегодня мы постараемся рассказать о некоторых из них.

Чудо, что он сохранился

На северо-западе Москвы мегаполис поглотил целый город – Тушино. Здесь, недалеко от кинотеатра "Балтика" на Сходненской, затаился "полярный мамонт", последний свидетель былых времен. "Мамонтом" в кругах любителей архитектурных необычностей прозвали ангар полярной авиации постройки 1930-х годов. Здесь город Тушино кончался, а за ним простирались поля Центрального аэродрома полярной авиации Северного морского пути "Захарково". Почти все знаменитые экспедиции полярников побывали здесь.

Когда-то огромная полукруглая крыша здания сверкала на солнце, вокруг – только взлетные полосы, поля, взлетают и садятся новенькие крылатые машины. Ангар – центр притяжения, в его длинном тулове прячутся самолеты и аэропланы, внутри снуют бородатые полярники. Стройности высокому сооружению придают многочисленные вертикальные оконца по фронтону, обшитые деревянными панелями, высокие двери, откуда выкатывали самолеты.

С началом Второй мировой войны аэродром стал выполнять военные функции. Затем арктическая эпопея пошла на убыль. "Захарково" до конца 1960-х годов верой и правдой служило Северному морскому пути. А потом на аэродром надвинулся город. В 1970 г. земли полярников отдали под жилую застройку. Вокруг выросли дома, укрыв "мамонта" от лишних глаз. Ангар остался в ведении Министерства гражданской авиации, но по назначению больше не использовался. Одно время там располагались ремонтные мастерские. В середине 1990-х постройка пришла в полный упадок, в каковом пребывает до сих пор.

На административном гербе Северного Тушина изображена Полярная звезда – в память о прошлом района, когда добрая половина его территории принадлежала авиаторам – покорителям Крайнего Севера. Сегодня есть планы снести ангар, а на его месте построить дома. Конечно, строить новое жилье нужно, но "мамонт" составляет часть московской истории. Никогда больше в столице не построят ничего подобного.

В ненастную погоду в чреве ангара глухо и надрывно гудит ветер – как будто "мамонт" силится пробудиться от вечного полярного сна и пытается припомнить свое великое прошлое...

Чудо, что его построили


Фото: st-nicolas.orthodoxy.ru

В 1957 г. советское государство начало последнюю, как любили тогда подчеркивать, атаку на религиозные предрассудки. Закрывали, реже ломали, культовые здания – церкви, часовни, молельные дома. А на окраине Москвы в это же самое время умудрились построить новую церковь. Храм Николая Чудотворца стоит и поныне, скрытый от глаз многоэтажками Бирюлева.

История церкви началась чуть более ста лет назад. На первый взгляд, поселок железнодорожников Рязано-Уральской железной дороги в Бирюлеве не располагал к постройке церкви – рабочий люд не отличался набожностью и до революции. По ходатайству Управления железной дороги в 1903 г. в поселке учреждается железнодорожное училище, поскольку детям было неудобно ходить по 17 верст туда и обратно до ближайшей школы в черте старой Москвы. В 1911 г. в здании школы открылся небольшой храм св. Александра Невского.

После революции церковь, как водится, закрыли, но во времена НЭП местные жители выхлопотали право строительства нового храма на возникшем в железнодорожном поселке кладбище. Храм освятили в честь Николая Чудотворца. Но в злополучном 1957 г. деревянная церковь сгорела. Ситуация требовала решительных действий, потому что в подобных случаях местные власти не упускали повода расформировать общину. Прихожане на свои средства быстро построили новую деревянную церковь взамен сгоревшей.

Получился настоящий памятник эпохе – советская по архитектуре церковь. Похожий на просторный клуб какого-нибудь подмосковного поселка, с несколько хаотичной системой входов и коридоров, обшитый досками, словно богатая советская дача, храм стал чуть ли не единственным для многотысячной московской окраины.

Слава богу, сегодня здание вне опасности. Планы строительство новой церкви у прихода есть, но каменный храм собираются возводить не взамен старого, а рядом.

Чудо, что ее не сломали


Фото: zabyg17.livehournal.com

За последние десять лет в Москве появились сотни, если не тысячи новых заправок. А много ли вы знаете сохранившихся советских заправок? В том-то и дело, что их почти нет. Тем удивительней было открытие московского краеведа Николая Калашникова, сделанное на одном из пустырей Петровско-Разумовского.

Здесь сохранился миниатюрный советский автозаправочный комплекс – будка оператора, бордюр под заправочные колонки, два фонарных столба и даже наземная часть резервуаров, виднеющаяся из-под асфальта. Потеряны только сами колонки.

Аналогом петровско-разумовской заправки сегодня может служить разве что правительственная бензоколонка напротив храма Христа Спасителя. Два грибка над колонками и будка-стекляшка работают и сегодня, только вот залить полный бак вам не удастся, как ни просите. Тут по-прежнему заправляют лишь государственные авто.

Удивительно, что заправку в Петровско-Разумовском полностью не сровняли с землей еще лет двадцать назад, ибо малые формы уязвимы более других памятников. Их архитектурно-историческая ценность сомнительна: подумаешь, какая-то заправка; сломать гораздо проще, чем тот же ангар, а приспособить подо что-то новое, как правило, не получается. Сегодня территория объекта в Петровско-Разумовском фактически бесхозна. Это значит, что разрушить заправку могут в любой момент. Ну, а правительственную бензоколонку в ностальгическом стиле уже решено ломать – земля в историческом центре города на вес золота.

Завершить наш небольшой обзор хочется таким наблюдением. В Москве почти нет редких архитектурных строений или малых форм, про которые можно было бы сказать: "чудо, что их восстановили". Но чтобы не заканчивать на грустной ноте, скажем, что ангаром-"мамонтом", советской церковью и бензоколонками архитектурные напоминания об ушедшей поре не заканчиваются. И наш рассказ о них еще впереди.

Выбор читателей