Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Примером такой диверсификационной истерии стало недавнее заявление замминистра экономики Польши Петра Наимского, который публично обвинил бывшего премьера страны Лешека Миллера в том, что тот, как один из активных членов "российского лобби", пять лет назад воспрепятствовал заключению договора с Норвегией о поставках природного газа. И вожделенная диверсификация сорвалась. По сути, Наимский инкриминировал экс-премьеру предательство национальных интересов. "Да, эти обвинения серьезны, и я это утверждаю", - заявил замминистра в радиоэфире. После чего добавил, что делом бывшего премьера должен заняться Верховный суд Польши.
Вряд ли премьер Миллер догадывался в 2001 г., что он предает Родину, отказываясь от закупки норвежского газа по цене $300 за тысячу кубометров, поскольку в то время российский газ стоил Польше всего $115 за тысячу кубов. И даже сейчас, после повышения "Газпромом" цен, он остается как минимум на 30% дешевле норвежского. И ладно еще, если бы российского газа не хватало. Но его более чем достаточно. Пропускная способность газопровода Ямал – Европа составляет 33 млрд кубометров в год, из них Польше отведено 11 млрд кубов, которые она полностью не выбирает. Остальное реэкспортируется с прибылью. Стремление диверсифицировать импорт газа любой ценой в такой ситуации не совсем понятно.
Но Польша не ищет легких путей. Она все-таки решила покупать газ в Норвегии. И еще в Алжире. И еще, возможно, в Азербайджане и Казахстане (с ними уже запланированы переговоры на эту тему). Предпринимаются уже и конкретные шаги в области диверсификации. Так, в первых числах марта было объявлено о том, что концерн "Польская нефтегазовая промышленность" (PGNiG) покупает у американской Exxon Mobil 15% акций нефтегазового месторождения на норвежском континентальном шельфе. Варшава должна выложить за это приобретение $550 млн ($350 млн за покупку и $200 мон - на дальнейшую разработку месторождения). Планируется, что его разработка начнется в 2011 году. Правда, PGNiG пока не может привести точных оценок объемов добычи, а самое главное - руководство концерна не в состоянии объяснить любознательной публике, как же, собственно, норвежский газ попадет в Польшу. Очевидно, для этого придется прокладывать новый газопровод по дну Балтийского моря. Такой проект существует и на теоретическом уровне рассматривается в PGNiG: его стоимость оценивается в $3 - 4 миллиарда. Однако независимые эксперты поговаривают и о сумме в $8 миллиардов. Но тут дело даже не в отсутствии у Варшавы подобных средств. Доходная часть бюджета Польши на 2007 г. составляет $76 млрд доходов, а расходная - $86 миллиардов. Терять уже нечего, все равно строгие дяди из Брюсселя будут нещадно ругать за огромный бюджетный дефицит. А дело в том, что Польша, являясь главным критиком российско-германского проекта строительства Северо-Европейского газопровода (якобы столь опасного для экосистемы моря), сама хочет прокладывать трубу по дну Балтики.
Конечно, куда безобиднее в этом смысле покупать газ в Алжире. Оттуда трубу явно не проложишь, так что альтернативы поставкам сжиженного газа (СПГ) нет. Но зато есть другие проблемы: во-первых, алжирского газа (особенно сжиженного) на всю Европу не хватит, а желающих его покупать - все больше. При этом в ЕС наберется всего с десяток терминалов, принимающих танкеры с СПГ, и в Польше из них - ни одного. Конечно, можно построить. Что, кстати, и запланировано польскими стратегами - все к тому же 2011 году. Но, как показывает практика, обходится один такой терминал (со всей необходимой инфраструктурой, газохранилищами и регазификационными мощностями) в сумму, близкую к $1 миллиарду. Конечно, это дешевле, чем газопровод из Норвегии, но сколько газа будет поступать через такой терминал и по какой цене - вопрос. Затраты могут и не окупиться.
Наконец, что касается Казахстана и Азербайджана. Газ у них, конечно, есть, однако способов доставить его в Польшу (кроме как по российским трубам) - нет. Есть, конечно, европейский проект Nabucco, предполагающий строительство газопровода из прикаспийского региона через Турцию в Южную Европу. Но, во-первых, не понятно, удастся ли его построить в условиях усиливающегося давления со стороны России ("Газпром" хочет проложить свою трубу, примерно по тому же маршруту, но с "запиткой" из России посредством "Голубого потока"). А во-вторых, даже если проект Nabucco будет реализован, Польше достанется не так уж много газа из этой трубы. Добыча на азербайджанском месторождении "Шах-Дениз" (которое должно стать ресурсной базой для Nabucco), составит 16 млрд кубометров в год, и около половины этих объемов уйдут в Турцию, Грузию и на нужды внутренних потребителей. Речи о выходе Nabucco на проектную мощность (30 млрд кубометров газа в год) не может идти до тех пор, пока его дополнительно не "запитают" либо казахстанским, либо туркменским газом. Для этого придется строить еще и газопровод по дну Каспийского моря, что делает весь проект финансово неподъемным. Таким образом, в обозримом будущем Nabucco сможет поставлять в Европу не более 8 млрд кубов в год. И прежде чем этот газ "доберется" до Польши, им воспользуются полдюжины стран Юго-Восточной и Центральной Европы. Хорошо, если останется 1 - 1,5 млрд кубометров.
Одним словом, чем изобретать все эти "альтернативы", Польше гораздо проще было бы построить ответвление от Северо-Европейского газопровода и получать дешевый российский газ в еще больших объемах, чем сейчас. Это подсказывает здравый смысл. Но не польская логика...
Преступления удалось предотвратить