Москву основали скандинавы

Сенсационное археологическое открытие в центре российской столицы проливает свет на раннюю историю города. Ученые обнаружили место, где мог располагаться летописный "град Москов" в 1147 году


Леонид Беляев (слева) и Николай Кренке



Отечественная археология продолжает радовать нас удивительными открытиями. В начале марта в Москве проходила Международная научная конференция "Археология в современном мире", посвященная 50-летию журнала "Российская археология". Одним из центральных событий конференции стал совместный доклад сотрудников Института археологии РАН, доктора исторических наук, заведующего сектором археологии Москвы Леонида Беляева и кандидата исторических наук Николая Кренке, посвященный самому раннему этапу истории российской столицы. Как следовало из доклада, специалисты с большой долей вероятности обнаружили то место, где мог располагаться летописный "град Москов" в 1147 году.

Первенство московского Кремля как изначального места возникновения города оспорено Свято-Даниловым монастырем. Монастырь - древнейшая из московских обителей, располагавшаяся на большом высоком мысу при впадении в Москву-реку ручья, в четырех километрах от Кремля. За многие века хозяйственного освоения территории мыс сгладился и стал малозаметен, ручей загнали в трубу, но для археологов край первой надпойменной террасы на мысах у рек московского региона всегда являлся четким маркером возможных поселений первого тысячелетия нашей эры.

Еще в 80-х гг. прошлого века, при передаче комплекса Свято-Данилова монастыря РПЦ, на его территории и в окрестностях проводились археологические изыскания, в ходе которых было сделано несколько интересных находок. Под монастырем четко прослеживался культурный слой поселения X - XII вв. (время его существования датировали по найденной лепной керамике), что не могло не заинтересовать специалистов, ведь это и есть время начала истории Москвы. Мало того, при раскопках в Церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе, которая расположена за территорией монастыря, обнаружили тот же культурный слой X - XII веков. Площадь предполагаемого поселения, таким образом, составила около 200 квадратных метров. Авторы доклада предполагают: скорее всего, выявлено крупнейшее поселение в бассейне Москвы-реки конца первого - начала второго тысячелетия новой эры.

Как рассказал нам Николай Кренке, обнаружение поселения не стало сенсацией, так как современная археология может довольно уверенно сказать, что уже к началу второго тысячелетия территория Москвы была достаточно сильно обжита. А вот характер выявленного археологического объекта действительно впечатлял.


Фото: saintdaniel.ru

В 2006 г. археологи смогли вернуться к изысканиям на территории монастыря, потому что Русская православная церковь МП попросила помочь установить место погребения почитаемого православного архиепископа Никифора Феотокиса. В результате раскопок в монастырском Соборе были получены новые материалы. На бровке древнего оврага (сейчас это место находится внутри Собора Святых Отцев Семи Вселенских Соборов) специалисты выявили керамику раннежелезного периода (III - IV вв. до н.э.), близкую по типологии к керамике первопоселенцев Москвы - дьяковцев (финно-угорских племен). Как проследили археологи, с тех далеких времен поселенцы не оставляют Даниловское городище. Это существенный факт, также свидетельствующий о некоем центральном положении поселения в округе.

Итак, комплексный анализ данных раскопок 1980-х годов и археологических изысканий последних лет позволил сделать вывод о наличии в данном месте самого большого московского поселения. По сравнению со всеми остальными городищами и селищами Москвы Даниловское не только самое большое, но и самое "долгоиграющее" по времени. Вокруг городища сосредоточено большинство кладов восточных дирхемов - международной валюты конца первого тысячелетия. Так что же это, как не центр округи, летописный град Москов?

Тем более что на территории Кремля самые ранние находки датируются второй половиной XII в., и даже единичных артефактов старше этого периода нет совсем, хотя раскопки тут ведутся довольно интенсивно и уже более ста лет. Еще одним аргументом в пользу города Москов на месте Данилова монастыря служит странный факт из истории ранней Москвы. Церковное управление округой - архимандрития, находилась до 1300 г. не в Кремле, а как раз здесь, в Свято-Даниловом монастыре. Только в 1330 г. московский князь Иван Калита окончательно перевел монастырь в Кремль, и его территория начала приходить в запустение. Теперь можно предположить, что это связано с центральным характером Данилова городища.

А теперь самое интересное. Во времена начальной московской истории в будущем столичном регионе постепенно проявляется присутствие скандинавского культурного компонента. В первую очередь, оно связано с присутствием так называемой пореберчатой керамики IX - X вв. н.э., найденной в Даниловом монастыре. Несколько фрагментов этого вида керамики обнаружены Беляевым и Кренке в Соборе монастыря в 2006 году. Ближайшая аналогия для данного типа керамических изделий находится в Старой Ладоге времен пребывания там скандинавских поселенцев, на Рюриковом городище, опять же во времена проживания там скандинавской дружины (речь также идет о IX и X вв.) и совсем не присутствует, скажем, в культурном слое древнего Новгорода X века, где скандинавского влияния почти нет. Ареал распространения пореберчатой керамики совпадает с путями проникновения скандинавов на европейский север России. К тому же пореберчатая керамика не была предметом торговли - это неказистые лепные горшки. Такую нехитрую утварь производили на месте, поэтому ее тип может многое рассказать о культурной принадлежности поселенцев, в отличие от предметов торговли, которые путешествовали вместе с купцами и воинами на длительные расстояния.


Фото: cultinfo.ru

Несколько лет назад на поселении Хотяжи под Звенигородом археологами была найдена целая серия скандинавских вещей X в. - застежек-фибул. Фибулы - мелкий элемент костюма, обычно изготовляемый местными мастерами.

Наконец, в 1988 г. в Кремле был обнаружен клад украшений XI - XIII вв., содержавший серию скандинавских подвесок, браслетов и фибул XI века. Получается, жители средневековой Москвы на протяжении двух веков накапливали у себя в семье (роду) различные украшения, самые ранние образцы которых были скандинавскими (ближайшие аналоги украшениям из кремлевского клада находятся среди древностей XI в. с острова Готланд в Швеции), а более поздние представляли собой типичные для Владимиро-Суздальской Руси ювелирные изделия.

Возможно, какое-то количество скандинавских поселенцев жило на Даниловском поселении, а впоследствии и в Кремле, и принимало участие в становлении средневековой Москвы как города.

Выбор читателей