Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Недавно Госдума приняла закон, разрешающий крупнейшим российским энергетическим компаниям создавать собственные силы безопасности. Не службу или отдел, а именно силы – вооруженные и имеющие достаточно широкие полномочия по использованию оружия для защиты принадлежащих компании объектов. Конкретно речь идет о "Газпроме" и "Транснефти" – по сути, государственных компаниях.
Обе действительно нуждаются в вооруженной охране своей обширной инфраструктуры – это доказывают неоднократные диверсии в отношении российских трубопроводов на Кавказе, факты несанкционированной "врезки" в трубу и т.п. Ни государственная армия, ни нынешняя корпоративная служба безопасности не в состоянии эффективно решить эти проблемы. Правда, здесь есть один щекотливый момент. Российским компаниям принадлежат трубы не только на территории РФ, но и в сопредельных государствах. Теоретически "солдаты "Газпрома" должны будут нести службу и там.
Это было бы очень кстати с точки зрения государственных интересов! Скажем, заблаговременная дислокация пары батальонов в Белоруссии не дала бы развиться январскому газовому кризису. На Украине аналогичный контингент мог бы предотвратить "оранжевую" революцию (как фактор, представляющий угрозу функционированию газопровода и обязательствам "Газпрома" перед европейскими потребителями). Сторожевые катера "Газпрома" обеспечили бы надежное прикрытие строительства газопровода "Северный поток" от нападок поляков и прибалтов. "Транснефть" в целях безопасности строительства нефтепровода Бургас – Александруполис могла бы ввести свои "войска" на территорию Евросоюза. А там и до вожделенных турецких проливов рукой подать...
Конечно, это утрированный сценарий. Однако кое-кто из наших соседей уже всерьез забеспокоился. Еще в апреле, когда закон только обсуждался, в Министерстве обороны Эстонии заявили, что обеспокоены и внимательно следят за намерениями "Газпрома". "Ни один боец частной армии не ступит на эстонскую землю", – заверил тогда глава пресс-службы оборонного ведомства страны Мадис Микко.
Что ж, возможно, повод для беспокойства все-таки есть. Но он заключается не в какой-то исключительной предприимчивости "Газпрома" или его непомерном влиянии на властную элиту. Россия всего лишь старается идти в ногу со временем. В мире (точнее, в той его части, что считает себя самой цивилизованной) наблюдается бум "корпоративных вооруженных сил". Речь идет не о безобидных "ЧОПах", выполняющих охранные и инкассаторские функции на "гражданке". США и Великобритания положили начало эпохе мощных наемнических армий, которые заключают контракты с государством на проведение, по сути, боевых операций в третьих странах. То есть их руками правительства проводят агрессивную политику, будучи не связанными при этом ни национальным законодательством, ни международными нормами.
Начало такой практике было положено еще в 1990-е гг., однако, как пишет The Guardian, "золотой век" для частных охранных фирм наступил в Америке после 11 сентября: "администрация Буша проводит аутсорсинг некоторых заданий, традиционно выполнявшихся вооруженными силами США". В настоящее время в Ираке и Афганистане, наряду с военнослужащими, "работают" около 50 тысяч сотрудников американских и английских "корпоративных армий". Вашингтон и Лондон заключили с ними контракты, общая сумма которых оценивается экспертами в миллиарды долларов. Эти бойцы, как и "государственные" солдаты, пользуются фактическим судебным иммунитетом в стране пребывания. Известно, например, что бойцы компании Aegis, стрелявшие для развлечения по гражданским машинам, не понесли никакой ответственности. Не были наказаны и охранники из CACI International Inc. и Titan Corp., причастные к издевательствам над заключенными в иракской тюрьме Абу-Грейб.
Правительства стран антитеррористической коалиции закрывают глаза на подобные перегибы. Ведь использование частных армий в целях проведения государственной политики оказалось делом весьма выгодным. Благодаря экономическому стимулу и отсутствию сдерживающих факторов (таких, как женевские конвенции, общественный контроль) эти армии действуют очень эффективно. Кроме того, заранее известен объем расходов госбюджета на выполнению той или иной "деликатной" внешнеполитической задачи. Одним из наиболее показательных примеров стало успешное подавление восстания в Папуа–Новой Гвинее силами корпорации Sandline за оговоренные $36 миллионов.
Следующим этапом развития "аутсорсинга" силовых функций государства становится делегирование частным армиям полицейских задач у себя на родине. Так, The Guardian сообщает, что после урагана "Катрина" АНБ США наняло на работу в Новый Орлеан сотни вооруженных охранников из частных агентств. И эти "частные полицейские" не тратили своего драгоценного времени на предупреждения типа "у вас есть право хранить молчание" - бывали и случаи стрельбы в безоружных людей.
На этом фоне желание "Газпрома" и "Транснефти" охранять свои трубы с оружием в руках выглядит вполне безобидным. Впрочем, остаются такие проблемы, как искушение "попутно" решать политические задачи, а также недостаточная прозрачность корпоративных силовых структур.
Ситуация может еще больше обостриться