Между ног

В течение шести дней "Рампа Москвы" прошла нелегкий путь от сопливых девочек в платьицах фей до великовозрастных австрийских девушек, смело раздвинувших ноги навстречу московской публике




Именно там, где указано в заголовке этой статьи, оказался Фестиваль современного танца "Рампа Москвы", проходивший на сцене Театра им. Пушкина. В течение шести дней "Рампа Москвы" прошла нелегкий путь от сопливых девочек в платьицах фей, беспомощно барахтающихся в волнах Contemporary Dance, до великовозрастных австрийских девушек, смело раздвинувших ноги навстречу московской публике.

Скажу сразу: фестиваль не удался. Возможно, в силу финансовых причин; возможно, из-за творческой импотенции продюсеров. Очевидно одно - мероприятие, когда-то задававшее тон в столице и представившее немало интересных явлений в современном Contemporary Dance, выдохлось. Или изжило само себя - решайте, что точнее.

Неудачей запахло уже в первый день фестиваля, когда в композиции "А вы любите мечтать?" выпорхнули учащиеся Театра-студии современной хореографии Ирины Афониной. Маленькие девочки отчаянно старались резвиться на сцене, неумело пытаясь изобразить "наше счастливое детство", маленький мальчик ходил по сцене и таскал за собой игрушечную собачку на веревочке. Мальчик был милый, девочки тоже, но собачка была самой очаровательной, потому что не претендовала на звание современного танцовщика.

"Еще одна птица" - единственный из шести номеров, представленных Театром-студией современной хореографии, когда можно всерьез говорить о современном танце. Хореограф Екатерина Кислова рассказала со свойственным ей юмором нетривиальную историю о "белой вороне" и неказистых простых бабах, забивших, в конце концов, эту ворону и сделавших ее такой же, как и они сами.

Полными идиотами почувствовали себя зрители, пришедшие смотреть Contemporary Dance и заплатившие за это немалые деньги, когда увидели двух крошек в костюмах фей - платьица, диадемы и "волшебные" палочки, - беспомощно ползающих по сцене. Оказалось, что малолетки просто олицетворяют собой мир детства, за "современную хореографию" отвечали две девушки постарше. Но ситуацию это не спасло, ибо отчетный концерт школы, радующий родителей, и выступление на Фестивале современного танца - понятия диаметрально противоположные.

Начало второго дня фестиваля не принесло облегчения: словенский хореограф и танцовщик Горан Богдановски полчаса изводил зрителей эксгибиционистским самосозерцанием. Жизнерадостно переходя из состояния задумчивости к безбашенному веселью, Богдановски, вышедший на сцену в застиранных трусах, пытался развеселить зрителя и взять его в сообщники. Его сосредоточенное изучение собственного, скажем откровенно, не идеального тела и выкрики на русском: "Давай! Давай!" отставили публику равнодушной. Лишь когда Горан снял очки и в течение пяти минут вытирал их об трусы, зрители оживились и гомерически захохотали.

Teatro Balletto di Torino из Италии представил довольно странную "Трилогию", состоявшую из "Соло", которое по неизвестной нам причине танцевала вся труппа, дуэта "Шутит, коварная" и "Танцев пчел" - лучшего номера всей программы. Хореография руководителя труппы Маттэо Леваджи изобретательна и не скучна, скучно его пристрастие к неоклассике и смешна попытка организаторов фестиваля выдать эту неоклассику за Contemporary Dance.

Спектакль "Синдром параллельности" украинцев Black O!Range вернул нас к истокам появления современного танца в России. Отсутствие музыкальной драматургии, сквозной линии, раздробленность хореографического действия - основные недостатки этого опуса, состоящего из отдельных номеров явно эстрадного танца. Хореографу Антону Овчинникову не грех вспомнить нетленную фразу Ильфа и Петрова: "Пилите, Шура! Пилите!". Ставьте свои эстрадные подтанцовки, ставьте! Только оставьте в покое Contemporary Dance!

Единственным светлым пятном "Рампы Москвы" можно назвать выступление Budapest Dance Theatre с программой "Время", объединившей постановки четырех хореографов - Захара Ларана, Дали Тоути, Джозефа Тмима и Раза Хаммади. Четыре дуэта и четыре абсолютно разных танца, четыре взгляда на современный танец и человеческие взаимоотношения и шесть блестящих танцовщиков, их исполняющих.

Второй коллектив из Венгрии - Pecsi Ballet Theatre, отважно заявивший "Я не сдаюсь!", - действительно, не сдавался. Скатываясь с наклонных подиумов, две девушки и мужчина вновь и вновь забирались на них. Задыхаясь без музыки и замирая со скрюченными руками, танцовщики, услышав веселенькую музычку, снова, как в омут, окунались в стихию разухабистого танца, подозрительно напоминавшего бродвейские образцы и шедевры самого Боба Фосса. Show Mast Go On?

Но самый мощный удар "под дых" московская публика получила от австрийской Компании Эдитты Браун. Цитируем определение, данное в буклете фестиваля: постановки этого коллектива "противостоят насаждаемым ограничениям, пронизывающим нашу повседневную жизнь". Не то слово! Просто вопиют против ограничений! Для хореографа Эдитты Браун ограничений не существует, никаких. Эта решительная немолодая женщина даже не подозревает о таких "устаревших" понятиях, как вкус и чувство меры.

Проект Luvos vol.2, который она возит по миру вот уже несколько лет, наконец, добрался и до России. Сомневаюсь только, что после столь "удачного" дебюта прокатная судьба Компании Эдитты Браун в нашей стране будет успешной. Разве что этой постановкой заинтересуются стриптиз-клубы. Да и то, придется значительно сократить "шедевр": пятьдесят пять минут – это слишком даже для любителей "клубнички".

В полумраке, как обычно царящем на сцене Театра им. Пушкина, на красной как кровь тряпке лежат пять обнаженных девушек. На них лишь телесного цвета стринги и капюшоны на лицах, да тела слегка затонированы. Девушки лежат так, что зрителю видны лишь их ноги и то, что выше ног. Под ритмизированные удары, нечленораздельные хрипы и обрывки мелодий, сочиненные Тьерри Забойцеффом, танцовщицы начали покачивать коленями, потряхивать ногами и сплетать их в замысловатые композиции.

Порой движущиеся ноги напоминают лебедей, порой – змей. Когда зритель уже начал засыпать под медитативную музыку и завораживающие покачивания, девушки, перекатившись по сцене, улеглись в ряд вдоль рампы (опять же, пятой точкой на публику). Словно по команде, танцовщицы раздвинули ноги как можно шире, очевидно, забывшись в трансе, что они не на приеме у гинеколога. В течение последующих двадцати минут девушки демонстрировали недюжинную растяжку и подвижность в области таза, демонстрируя то, что скрывали крохотные стринги. Думаю, Эдитте Браун следовало назвать этот, с позволения сказать "спектакль" "Мечтой гинеколога".

Не сомневаюсь, что подобные упражнения можно рекомендовать для лечения бесплодия или повышения либидо. Но для зрителей фестиваля современного танца эта групповая терапия оказалась невыносимой. Народ уходил из зала под смешки и даже хохот, а одна особо впечатлительная дама даже закричала: "Конец этому будет когда-нибудь или нет?!". Нет, конца еще не было, были "концы".

Покувыркавшись и поперекатывавшись по сцене, сплетаясь в немыслимых позах, девушки стали подрагивать, очевидно, испытывая оргазм. После этого они раскатились в разные стороны и встали в "березки", опустив ноги вперед, перед собой. В зрительном зале начался гомерический хохот, потому что в полумраке спины и то, что ниже, напоминали гипертрофированные фаллосы, покачивающиеся в разные стороны в течение десяти минут. Одна из девушек, наверное, не без чувства юмора, вытянула в стороны руки, изображая "крылышки". Хохот в зале перешел в рыдания.

Задумчивые "фаллосы с крылышками" сменили "танцующие попы", когда танцовщицы, опустив головы между ног, почесываясь, подпрыгивали и притоптывали под бессмертную песню Эдит Пиаф Non, je ne regrette rien. Это было последней каплей, жирной точкой, да и жирным крестом на всем фестивале "Рампа Москвы".

Выбор читателей