Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Yтро": Николай Анатольевич, с чего началась ваша артистическая деятельность?
Николай Басин: Когда мне было лет шесть, наша соседка, она работала в танцевальном коллективе в Доме пионеров, увидела меня во дворе, когда я в футбол играл. И говорит: "Пойдем, Коля, со мной". Сначала я пошел, потом не ходил, а дальше – втянулся и не просто ходил раз в неделю, а четыре-пять раз. Интерес у меня был большой, мне это нравилось, и я занимался с удовольствием. Мне повезло, у меня были хорошие педагоги, и мне легче было в дальнейшем учиться. В 1955 г. я оказался в только что организованном Музыкальном театре Петрозаводска. Молодые актеры создавали театр "с нуля". Это было возможно только при колоссальном энтузиазме, вере и любви к театру. Работали изо всех сил, не думая о зарплате, которой, впрочем, почти и не было. Мне повезло, что свою жизнь я начинал не в спокойной академической рутине, а в атмосфере безумного напряжения и великой радости от каждого спектакля. Потом, танцуя в балете, я увлекся актерской карьерой и успевал везде – переиграл всех простаков в оперетте.
"Y": Вы много работали на эстраде?
Н.Б.: Я работал с Эдди Рознером, танцевал у него в 1961 г. сразу пять номеров в программе "Советское ревю" в Парке имени Горького. Огромное спасибо знаменитым Михаилу Михайловичу Хрусталеву и Анне Аркадьевне Редель, которые передали мне свои номера. И то, чему они меня научили, я использовал на эстраде. Мне много помогали друзья – Володя Тихонов из Большого театра, Юра Шерлинг, Володя Зернов.
"Y": А потом вы занялись административной деятельностью?
Н.Б.: Да, я стал театральным организатором, продюсером и режиссером. Создавал концертные программы, театрализованные представления. Работал со многими знаменитыми драматическими артистами: Александром Ширвиндтом, Ольгой Аросевой. Двадцать шесть лет мы дружили с Евгением Леоновым, с которым проехали по всей стране – деньги зарабатывали. Он научил меня вести программы, он сказал мне одну истину: "Как ты не умеешь говорить, так и говори со зрителями. Тогда тебе поверят". И еще он мне говорил: "Я каждый день иду в театр и каждый день доказываю, что я – народный артист. Чуть-чуть сделаешь себе поблажку – и это будет начало конца". А однажды Леонов сказал про себя: "Я не популярный (не дай Бог!), я талантливый…" И он был прав: ценить надо настоящее искусство и настоящие таланты. Вот и многие певцы, которые участвовали в моих программах, стали звездами первой величины: Галина Ненашева, Валентина Толкунова, Полад Бюль-Бюль Оглы, Леонид Сметанников, Игорь Крутой, Александр Серов.
"Y": Расскажите о главном деле вашей жизни – Балете "Москва". С чего все началось?
Н.Б.: Это большой кусок моей жизни, очень серьезный. Когда я ушел из шоу-бизнеса, я решил делать театр. И в конце 1980-х годов организовал первый в России театр мюзикла, очень успешный. Но сердце-то было отдано навсегда балету... Я просто должен был создать балетный театр совершенно нового типа – открытый для различных поисков, экспериментов. Молодой театр для современной молодежи. Но с непременным сохранением русской балетной школы в качестве фундамента. В 1991 г. я истратил все заработанные на мюзиклах деньги на создание балетной труппы. Это было время бурного развития шоу-бизнеса во всех видах, балет, да еще современный, мало кого интересовал. Я перешел в группу крайнего риска. Смешно теперь вспоминать, но меня почти объявили сумасшедшим, жена от меня ушла, чтобы не связываться с психом... Мы репетировали в тяжелейших условиях в Подольске, и каждый костюм или пара балетных туфель были чудовищной проблемой. Но труппа работала с таким подъемом, что мы победили все трудности. Первые же показанные в Москве спектакли: балет "Вечерок" на музыку Гаврилина и программа "Новеллы о любви" – имели большой успех. Правительство и Комитет по культуре Москвы приняло нас в число городских коллективов. Идея заключалась в том, что здесь должны идти спектакли лучших хореографов России и мира. В этом уникальность и оригинальность Балета "Москва" – в сочетании лучших традиций отечественной балетной классики с различными направлениями современной хореографии, в развитии их. Моя задача – дать возможность молодой и талантливой молодежи воплотить свои мысли, идеи. Для театра, для артистов привлечение разных хореографов к работе – это не только интересно в творческом плане. Это возможность обновить репертуар, познать новое в хореографии. Сегодня вы придете и увидите один театр, а завтра – совершенно другой. А выигрывает зритель.
"Y": Очень многие хорошие балетмейстеры работали в вашем театре!
Н.Б.: Хочу особо подчеркнуть: я не создавал его "под себя". Многие театральные труппы создаются артистами и постановщиками для удовлетворения собственных творческих амбиций. А я решительно и принципиально отказался от этого, оставив себе только роль художественного руководителя. Я не поставил ни одного спектакля в Балете "Москва". Но зато приглашал на постановки Михаила Лавровского и молодых хореографов, за которыми, уверен, XXI век: Елену Богданович, Ивана Фадеева, Марину Никитину, Лику Шевченко; принял в труппу "Графический балет" Геннадия Песчаного. У нас в театре ставили китаянка Вань Су, голландец Пол Нортон, француз Режис Обадиа, Раду Поклитару. Все эти хореографы очень разные. Но только в объединении многообразных направлений можно создать по-настоящему современный балетный театр.
"Y": Какие ближайшие планы у Балета "Москва"?
Н.Б.: У нас есть такой молодой, но уже известный хореограф Никита Дмитриевский, он работал уже в нашем театре. В этом сезоне была премьера его балета "Terraclinium", который он поставил с нашей современной труппой. Лариса Александрова поставила очень интересный спектакль "Свадебка". Эдвальд Смирнов, с которым мы начинали этот театр, поставил одноактный балет на библейскую тему – "Иудифь". Дальше он будет ставить "Блудного сына".
"Y": Зная вас много лет, я всегда поражался вашей неуемной энергии. Откуда берете силы?
Н.Б.: Это большой физический, природный запас. И, знаешь, когда не плачешь, не жалеешь о прошлом, когда оптимизма побольше... Не получается – нужно добиваться, некогда плакать, нужно делать. Я получаю огромные положительные эмоции от того, что делаю. Тяжело, конечно, но это благодарный труд, и это сказывается. В первую очередь, это Господь, который дал мне родиться. Я знаю своих предков, все мои деды жили до ста лет. Они оба были героями, воевали в брянских лесах. Конечно, генетика имеет значение, но многое зависит и от тебя самого. Когда вместо того, чтобы идти пить пиво, идешь работать, – это сказывается. И, конечно, старый спортивный запас – ведь я и футболист, в футбол играл. Эти профессиональные нагрузки оставляют хороший след и продлевают жизнь. И еще есть важный фактор – любовь, женщины. Это великий природный стимул, который нужно беречь и давать развиваться этому чувству – оно дает молодость. Какой там возраст, когда рядом красивая женщина! Я тут же забываю обо всем! Иди сюда, милая!
Москва давно мешает украинцам спроектировать подобное вооружение
Разговоры о завершении конфликта звучат все громче