В экономику необходимо вернуть смысл

Никакие красивые идеи не заманят инвесторов в несырьевые сектора промышленности, пока производительность труда в России ниже, а цены на энергоресурсы и транспортные издержки выше, чем в большинстве других государств


Работа Новолипецкого металлургического комбината. Фото: ИТАР-ТАСС



В МГУ открылся Московский экономический форум-2014. Первый из двух дней его работы был целиком посвящен пленарным заседаниям. Участники форума традиционно искали пути выхода из кризиса и перевода российской экономики на несырьевые рельсы. В числе прочего обсуждались причины сокращения темпов роста ВВП и изменения в экономической политике, необходимые для возрождения "созидательного" производства.

Нынешнее движение к рецессии – следствие глубокой деиндустриализации отечественной экономики, считает директор Института нового индустриального развития Сергей Бодрунов. "Деиндустриализация всегда ведет к экономическому застою, и опыт России это подтверждает", – пояснил он. По словам эксперта, индустриальный сектор пережил как минимум два сильных удара. Первый – в 90-е годы, когда разваливалось все, в том числе и промышленные связи. Тогдашняя власть пыталась остановить процесс: вырабатывались концепции перестройки различных областей промышленности, принимались мудрые постановления, но денег на их исполнение в бюджете не хватало.

В начале 2000-х начался рост цен на нефть, и на страну пролился золотой дождь. Промышленность воспрянула духом. Казалось: постановления есть, деньги тоже появились, вот-вот начнется возрождение. Но тут случилась смена власти, а вместе с ней сменилась и экономическая модель развития: фактически вместо экономики предложения стали развивать экономику спроса на экспортно-сырьевой базе. Такая непродуманная экономическая политика нанесла индустриальному сектору второй удар.

Фактически все первое десятилетие нового века "модернизация" была лишь звучным оборотом речи в устах чиновников. На деле технологическая перестройка промышленности поддержана всерьез рублем не была, сетует Бодрунов. Зато рубли щедро раздавались "государевым людям". В результате наиболее дееспособная часть трудовых ресурсов стала переливаться в ничего не производящий чиновничий класс. Остававшиеся у государства свободные средства просто накапливались в резервных фондах. А что в этот момент происходило с деньгами населения? В основном, они шли на приобретение импортных товаров, которые стремительно вытесняли отечественную продукцию, что еще больше ухудшало состояние промышленных активов.

Остановить этот разрушительный процесс получится лишь в том случае, если производство в России станет экономически выгодным, отметили эксперты. Никакие красивые идеи не заманят инвесторов в несырьевые сектора промышленности, пока производительность труда в стране ниже, а цены на энергоресурсы и транспортные издержки выше, чем в большинстве других развивающихся и развитых государств.

Еще одно важное условие – развитие демократической среды. Несменяемость власти, зависимость ее законодательной части от исполнительной, тотальная коррупция – все это полностью убило экономику России, констатировал первый заместитель председателя комитета Государственной думы по промышленности Валерий Гартунг.

В свою очередь, советник президента РФ Сергей Глазьев выразил опасение, что сменяемость власти в России возможна только по украинскому сценарию. Но пока ничего подобного не предвидится. А вот обещанные санкции со стороны западных стран могут сослужить хорошую службу по принципу "не было бы счастья, да несчастье помогло", полагает Глазьев. На протяжении 20 лет российская экономика, по сути, развивалась так, как нужно было мировому рынку. А ему нужны от России две вещи – сырье и рынок сбыта для своей продукции. По мнению Глазьева, возможные торговые ограничения могут стать тем стимулом, который принудит государство поменять экономическую политику и заняться, наконец, импортозамещением – настоящим, а не отверточной сборкой, которая лишь еще больше подсаживает на импорт. А угроза снижения экспорта энергоресурсов заставит заняться глубокой переработкой сырья на территории собственной страны.

Ограничение сырьевого экспорта – это вообще не угроза, а насущная необходимость. Если на этот шаг не пойдут западные потребители, его должны сделать законодательные органы самой России, считают участники форума. "Пока не будет запрещен экспорт сырья, никто не станет вкладывать в обрабатывающую промышленность. Все – и люди, и экономика – естественно, предпочитают идти по наиболее легкому пути", – пояснил экономист Андрей Паршев.

В целом эксперты сошлись на том, что пора вернуть в российскую экономику здравый смысл. Вот только тональность их выступлений не оставляла сомнений в том, что реальность такого возвращения по-прежнему кажется весьма сомнительной.

Выбор читателей