Потребители хотят напрямую

В то время как традиционная розница в России переживает не самые лучшие времена, прямые продажи растут. Основным драйвером роста остается косметика, Также пользуется спросом одежда

В то время как традиционная розница в России переживает не самые лучшие времена, прямые продажи растут, что, в общем-то, тоже вполне традиционно для периодов экономической нестабильности. По прогнозам Ассоциации прямых продаж, объединяющей крупнейших представителей индустрии, по итогам 2015 года они увеличатся примерно на 10%, а общий объем превысит 155 млрд рублей.

Фото: Andrey Arkusha/ Russian Look

"Мы наблюдаем положительную динамику продаж на протяжении всего года. По итогам первого полугодия 2015 года объем продаж составил 74,8 млрд руб., что на 7,8% больше аналогичных показателей предыдущего года", - рассказала президент АПП Тамара Шокарева на XI международной конференции "Предприниматель и потребитель – шаги навстречу", прошедшей на этой неделе в Москве. Ассоциация является одним из ключевых организаторов мероприятия наряду с Международной конфедерацией обществ потребителей.

Основным драйвером роста остается косметика, что вполне закономерно: это ключевая категория товаров, распространяемых через независимых консультантов, подавляющее большинство компаний, работающих на этом рынке, представляют именно косметические бренды. Также пользуется спросом одежда. А вот популярность витаминов, предметов домашнего обихода и посуды снижается.

Причины положительной динамики Тамара Шокарева связывает с двумя факторами: незначительным повышением цены на продукцию в условиях девальвации рубля и желанием потребителей покупать продукцию напрямую у компаний-производителей, минуя посредников в виде магазинов. 

Правда, в неформальных беседах участники рынка признают, что этот кризис пока не принес отрасли столь бурного роста, как предыдущие. Нет и притока новых распространителей в индустрию, что также характерно для тяжелых времен – рынок труда сжимается, люди сталкиваются с сокращением зарплат, теряют работу и более охотно пробуют себя в роли дистрибьюторов. Кризис 2008-2009 гг. привел в прямые продажи около пять миллионов людей. Но сегодня услуги коммивояжеров менее востребованы, за последние несколько лет россияне хорошо освоили электронную коммерцию и все чаще предпочитают приобретать товары напрямую на сайтах производителей, минуя посредников.

Производители, в свою очередь, активнее выходят за пределы России, развивая экспортные продажи. Например, "Фаберлик" экспортирует продукцию в 36 стран. У компании "Мирра" количество стран – 12, среди которых присутствуют такие крупные и сложные для экспорта косметической продукции рынки, как Франция и Япония. А российская компания "Тенториум", предлагающая натуральный мед и различные продукты на его основе, уже осуществляет поставки в 13 стран.

Экспорт привлекает внимание не только отечественных, но и крупных международных компаний, которые имеют локальное производство в России, отмечают в АПП. Так, "Орифлэйм" является одним из крупнейших производителей губных помад в России и поставляет их в десятки стран мира.

По итогам первого полугодия 2015 года на долю экспорта пришлось 2,4 млрд рублей. За весь год этот показатель превысит 5 млрд руб., прогнозирует Тамара Шокарева. В 2014 году он составил 4,24 млрд рублей. Таким образом, рост данного направления может составить до 20%.

В ходе конференции особо подчеркивалось отсутствие жалоб потребителей на продукцию крупнейших компаний, распространяющих свои товары методом прямых продаж. Поскольку в этом бизнесе очень большое значение имеет репутация бренда и "сарафанное радио" (понравившийся продукт люди рекомендуют друзьям и знакомым, негативные эмоции, соответственно, тоже транслируются), компании много внимания уделяют этической стороне своей деятельности, к которой относятся и качество товаров, и достоверная информация о них, и гарантии, поясняют участники рынка. 

Серьезное место в программе конференции заняла тема патентов для самозанятых, что не удивительно, учитывая специфику бизнеса прямых продаж. Очевидно, что компаниям удобнее работать с дистрибьюторами, официально оформившими свою предпринимательскую деятельность. Но самим распространителям выходить из тени в текущих налоговых условиях крайне невыгодно. Поэтому в АПП поддерживают идею введения понятие "самозанятые граждане" в правовое поле и распространение патентной системы на максимальное количество видов деятельности.

Законопроект о самозанятых предусмотрен антикризисным планом правительства. На данный момент он находится в стадии разработки, причем существует два, весьма различных, варианта. Первый принадлежит Минфину и предполагает внедрение данного механизма всего для трех категорий – репетиторство, услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства, услуги по ремонту жилых и нежилых помещений. Второй предложен бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, который начал продвигать эту идею еще в тот момент, когда из-за резкого повышения ставок ЕСН для индивидуальных предпринимателей люди стали массово отказываться от данного статуса. В его проекте список расширен до 45 видов деятельности. Отличаются документы и разными подходами к налоговым вопросам – более жесткими у Минфина, достаточно мягкими – у бизнес-сообщества.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей