Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В России ежегодно заболевают раком около 500 тысяч человек, умирают 300 тысяч, из них примерно 100 тысяч - в течение первого года лечения. Такую мрачную статистику привел главный внештатный онколог Минздрава РФ, директор ФГБУ "Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина", академик РАН Михаил Давыдов на IX форуме "Движение против рака", который традиционно проводится в Москве 4 февраля - в день всемирной борьбы с онкологическими заболеваниями. "Это устрашающие цифры", - подчеркнул он.
Фото: Anna Shustova/ Russian Look
Самая тревожная из этих цифр - последняя. Она наглядно свидетельствует о главной российской проблеме в области борьбы с онкологическими заболеваниями - низком уровне диагностики рака на ранних стадиях, в результате чего к врачам многие жертвы этой "чумы XXI века" попадают лишь в тот момент, когда болезнь уже крайне запущена.
Рассчитывать на то, что проблему онкологии в России можно решить силами традиционной диспансеризации, очень наивно, отметил Давыдов. По его словам, это примерно то же самое, что ловить рыбу сеткой с крупными ячейками, тогда как нужна сетка с мелкими ячейками. "Нам нужно ловить доклинические форму, когда мы эффективны, когда мы можем сразу вылечить человека, не затрачивая на него колоссальных средств", - пояснил он.
Безусловно, сегодня остро встает вопрос развития профилактики раковых заболеваний, но она требует совсем другого подхода. Необходима организация скрининговых программ, когда обследуются здоровые люди определенных возрастов на предмет выявления возможных патологий, которые в будущем могут перерасти в опасное заболевание. И заниматься этим должно государство. Такие программы скрининга хорошо известны и отработаны по всему миру, но в России нет ни одной. Причина банальная и стандартна: программы эти чрезвычайно дорогие и требуют финансирования, которого как раз и не хватает.
Недофинансирование - глобальная проблема российской онкологии, посетовал Давыдов. Нехватка средств для организации различных мероприятий, связанных с обеспечением онкологической помощи, ощущается на всех уровнях, но в разных регионах ситуация складывается по-разному: где-то относительно благополучно, а где-то, как, например, в Якутии, катастрофически. Вопросы распределения бюджетных средств на эти цели отданы в ведение местных властей, а должны бы полностью находиться в ведении Минздрава, полагают эксперты. Главный онколог России сравнивает это с военной обороной и предлагает представить, что было бы, если бы губернаторы получили роль полководцев и управляли действиями вооруженных сил, расквартированных на их территории.
В ходе форума было предложено начать разработку Национального плана по борьбе с онкологическими заболеваниями, который объединил бы уже существующие государственные программы, возможные инициативы со стороны частного сектора и профессионального медицинского сообщества и - главное - внедрил реальную вертикаль административного управления в онкологической службе.
Но что делать простым россиянам, чтобы не пропустить грозную болезнь, пока такие планы находятся лишь в проекте, а государственных скрининговых программ нет. Для начала можно обратиться в обычную поликлинику и сообщить о своем желании пройти диспансеризацию с участием онколога, говорят специалисты.
"Есть стандартная процедура попадания к узкому специалисту в рамках ОМС. Да, она сложная, она требует стояния в очередях, ожидания и т.д., - рассказал "Утру" заместитель председателя правления Ассоциации онкологов России, исполнительный директор НП "Равное право на жизнь" Дмитрий Борисов. - Если человек готов пойти на какие-то затраты, то однозначно нужно идти в медицинский центр, который имеет лицензию на проведение диагностики онкологических заболеваний. Поинтересоваться, кто из врачей занимается этим вопросом, действительно ли это сертифицированный онколог, имеющий опыт. И, в принципе, при каждом крупном государственном онкологическом учреждении есть отдел платных услуг, есть поликлиника, куда можно прийти, условно говоря, с улицы, без направления. Да, это обследование будет платным, но оно будет проведено максимально профессионально".
По словам эксперта, самое главное и первоочередное - попасть на первую консультацию к онкологу. Врач должен проанализировать сопутствующие заболевания, жалобы, историю семьи пациента (есть ли там какие-то риски наследственных форм рака и т.д.), осмотреть его на предмет наружных локализаций, так называемых. И дальше уже вместе с ним сформировать план индивидуального обследования. Цена, конечно, будет зависеть от конкретного медицинского учреждения, но в любом случае на этом этапе речь не идет о каких-то заоблачных суммах. Если же в какой-то момент действительно возникают подозрения на определенные патологии, все дальнейшие обследования могут быть выполнены уже в рамках ОМС. Опять же, сам врач скажет, когда и как это можно сделать.
"Не нужно заниматься самообследованием, теряя время и деньги, - предупредил эксперт. - Программа должна быть профессионально сформирована врачом-онкологом под конкретного человека. Просто так засунуть себя в какой-нибудь томограф - я считаю, что это неправильно".
В последние годы многие коммерческие клиники стали предлагать комплексные программы обследования здоровья для различных категорий граждан (пожилых, женщин и т.д.) за достаточно высокую цену, которые включают и онкологическую составляющую. Такие предложения имеют право на жизнь и, безусловно, должны быть в информационном поле людей, но нельзя сказать, что их появление сильно повлияло на выявляемость рака, отметили эксперты.
"Мы сами проводим регулярно программу "Онкодозор" по скринингу для населения. Она проводится бесплатно для всех обращающихся. Единственное, ограничивается количество людей, которым мы можем предоставить этот сервис. Вот в этих программах очень большой процент обратившихся имеет либо предраковую патологию, либо онкологию на ранней стадии. Их не так много, но, тем не менее, они обнаруживаются. Поэтому визит к врачу - это очень важно", - резюмировал Борисов.
В последний раз подобное происходило перед началом СВО
Российская сторона указала, что Западу верить нельзя