Россия представила революционный концепт самолета

Российское экспериментальное ОКБ может совершить революции в гражданской авиапромышленности. Новый лайнер будет быстрее, экономичнее и тише современных

Хоть из-за проблем с таможней Россия и не привезла на авиасалон Ле Бурже ни одного самолета, а только макеты, удивить иностранцев все же удалось. Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева представил во Франции революционно новый концепт магистрального самолета М-60. Кроме того, что лайнер спроектирован по смешанной схеме "летающее крыло и фюзеляж", двигатели у него расположены не на крыльях, а наверху. Новая разработка существенно снизит шум  в салоне.

Фото: Facebook Объединенной авиастроительной корпорации

По мнению генерального директора Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) Сергея Чернышева, компоновка "труба с крылом" и висящими на нем двигателями себя практически изжила. И большего для улучшения характеристик из нее выжать не удастся. И единственное, что можно сделать, это снизить интегральную силу трения, то есть сделать самолет более обтекаемой формы, так как сегодняшние пассажирские самолеты тратят колоссальное количество топлива, чтобы преодолеть сопротивление воздушного потока. Модель М-60 уже прошла продувку в ЦАГИ, которая, по заявлению Объединенной авиастроительной корпорации, подтвердила правильность конструкторских расчетов.

Как полагают в ЭМЗ им. В.М. Мясищева, "летающий эллипс" М-60 за счет своей формы и инновационных решений будет летать быстрее и дальше всех существующих авиалайнеров. Вдобавок, в перспективе, на самолете можно будет использовать электрические двигатели или один большой двигатель-генератор. В будущем эти технологии могут совершить настоящую революцию в авиапроме.

К слову, М-60, возможно и выглядит футуристично для самолета, но отдаленно напоминает уже существующие беспилотники. Например, с американским "Жнецом" MQ-9 модель роднит хвостовое оперение и расположение двигателя. А все потому, что с БПЛА конструкторам дают больше свободы. В то время как кардинальные изменения в военном, и тем более гражданском самолете всегда сопряжены с большим риском.

Критики проекта M-60 отмечают, что при всех преимуществах такого самолета, у него есть и ряд недостатков. Во-первых, в погоне за "обтекаемостью" неизбежно придется пожертвовать количеством иллюминаторов, что может не понравиться пассажирам. Во-вторых, если сопла мощных двигателей будут смотреть в сторону фюзеляжа, при возникновении помпажа - резкого срыва воздушного потока в турбине, который может спровоцировать воспламенение, огонь может разрушить обшивку. В-третьих, как показывает практика, гражданский самолет с двигателями в хвосте сложнее вывести из плоского штопора, так как вес у него смещен назад. Тому пример - советский Ту-154.

Но можно говорить с уверенностью: если проект получит дальнейшее развитие, ЭМЗ им. В.М. Мясищева доведет его до конца, и слабых место в нем не будет. Исторически заводу поручали создание самолетов специального назначения, и он всегда справлялся с поставленными задачами.

Можно вспомнить высотный дозвуковой самолет М-17 "Стратосфера", который специально был создан для уничтожения автоматических дрейфующих аэростатов-разведчиков (АДА). За счет уникальной конструкции самолет поднимался на высоту более 21 000 метров, то есть выше МиГ-31(!) и при этом летел на скорости всего 700 км/час, что позволяло спокойно из пушки поражать аэростат. После того как в СССР появился М-17, США прекратили запуск АДА.

Другой уникальный самолет, разработанный в ОКБ, - ВМ-Т "Атлант". Гигант успешно транспортировал на Байконур из Раменского космические корабли "Буран" и позже выполнил еще ряд сложнейших задач, с которыми справился бы еще разве что Ан-225 "Мрия".  На данный момент в России осталось два "Атланта". Один законсервирован на аэродроме 360-го Авиационного ремонтного завода в Рязани, а второй находится на территории ЭМЗ им. В.М. Мясищева.

Как сообщается на сайте компании, в ОКБ разработаны проекты использования "Атланта" в качестве носителя для запуска крылатого гиперзвукового разгонщика. А также для испытаний различных аэрокосмических систем. Учитывая то, в мире развернулась настоящая гонка гиперзвуковых летательных аппаратов, которые могут прорывать систему ПРО, сказать, что эти проекты актуальны, значит ничего не сказать.

Выбор читателей