В России спустили на воду второй ледокол-гигант

Если старым атомоходам не подоспеет замена, страна рискует сорвать крупные нефтегазовые проекты. Первый корабль той же серии, "Арктика", выйдет на Северный морской путь в 2019 году

На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спустили на воду второй российский ледокол проекта 222220 "Сибирь". Этот 173-метровый гигант призван заменить одноименного предшественника, который был выведен из состава флота в 1992 году. Новый корабль передадут морякам только в 2021-м после ходовых испытаний. Пока не ввели в эксплуатацию даже головной ледокол этого проекта - "Арктику". Ожидается, что это произойдет в конце 2019-го. Третий корабль серии - "Урал" - в прошлом году только заложили. И льды Арктики он увидит примерно через пять лет.

Фото: Петр Ковалев/ТАСС 

Учитывая тот факт, что строительство сверхмощного ледокола "Лидер" откладывается на неопределенный срок из-за нехватки средств, корабли проекта 222220 сейчас нужны России как воздух. К 2020 г. четыре оставшихся в составе флота атомных ледокола - "50 лет Победы", "Ямал", "Таймыр" и "Вайгач" - начнут выводить из эксплуатации. И если им не подоспеет замена, страна рискует сорвать крупные нефтегазовые проекты, в частности "Ямал-СПГ", включающий строительство завода по производству сжиженного природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. Первая его линия должна заработать уже в этом году. Из порта Сабетта по Северному морскому пути, в обход Суэцкого канала, танкеры повезут топливо в Европу и Азию, а прокладывать дорогу среди льдов будут ледоколы. И не только из Сабетты. На российском Севере есть 15 действующих и перспективных проектов по добыче газа, нефти, руд и угля, продукция которых транспортируется через порты Варандей, Диксон, Новый порт, Дудинка и Норильск. Обеспечения требует не только производственная база, но и сконцентрированные вокруг нее жилые поселки и города. Экономия при использовании "короткой дороги" составит примерно $300 тыс. на один корабль. Срок запуска новых предприятий в арктической зоне напрямую зависит от строительства ледоколов проекта 222220.

По данным Минпромторга, к 2025 г. ожидаемый грузопоток в Артике в связи с разработкой новых ямальских месторождений составит около 40 млн т, то есть вырастет в пять раз. При этом коммерческий эффект будет достигнут только при условии проводки танкеров со скоростью не менее 10-11 узлов. А такими показателями могут "похвастаться" только новые ледоколы.

Ледокол "Таймыр". Фото: wikipedia

При этом 60-мегаватные "Арктика" и "Сибирь" не только выигрывают в скорости, но и могут проходить лед толщиной 2,6 метра. Для сравнения, крупнейший на сегодняшний день атомоход "50 лет Победы" пробивает 2,25 м льда. Но главное преимущество нового корабля в том, что у него две осадки. При глубокой он может проламывать толстые океанские льды, а при мелкой - работать в руслах рек, полностью заменив специальный "речной" ледокол "Таймыр", который строился еще в советское время. То есть новый корабль прежде всего - универсальный.

Спустить на воду и "Арктику", и "Сибирь" планировали раньше. Однако помешали санкции. Изначально на ледоколы должны были поставить системы электродвижения компании Converteam (принадлежит Generаl Electric) и электротехнику ABB и Siemens. Но контракты были разорваны. Разработать оборудование поручили филиалу "Крыловского государственного научного центра "ЦНИИ СЭТ". Как заявил "Известиям" директор центра Михаил Загородников, российские инженеры с задачей справились. Осталось подождать, что скажут моряки после испытаний. Пока, кроме технических характеристик и габаритов, о ледоколах практически ничего не известно.

Выбор читателей