Американец и узбек – не братья навек

Вчера сразу несколько американских представителей прямо заявили об отсутствии каких бы то ни было планов оставаться в Средней Азии на веки вечные

Соединенные Штаты послали России внятный сигнал: договоренности, достигнутые между двумя странами в первые месяцы антитеррористической компании в Афганистане, будут выполняться в любом случае. Прежде всего речь идет о Средней Азии, где США развернули временные базы дислокации военного контингента. Вчера сразу несколько американских представителей прямо заявили об отсутствии каких бы то ни было планов оставаться в Средней Азии на веки вечные.

Так, первое лицо в Центральном командовании США генерал Томми Фрэнк пояснил, что Америка "не собирается создавать постоянно действующую военную базу в данном регионе". Из его слов ясно, что земля, предоставленная для тысяч американских пехотинцев и десятков военных самолетов, – всего лишь часть тылового прикрытия, актуального лишь на этапе ведения войны в Афганистане. Закончится война – закончится американское присутствие в Центральной Азии. Ему вторит и первый заместитель госсекретаря Ричард Армитидж, прямо утверждающий, что Вашингтон рассматривает этот регион как "сферу влияния" России.

В последние несколько недель российская власть не смогла бы не разделить, даже при желании, утверждения лево-патриотического спектра политических сил страны об ощутимых потерях на геополитических пространствах, традиционно "арендуемых" Россией. Голоса против присутствия американцев в Узбекистане и Таджикистане звучали еще тогда, когда об этом шли только слухи. Однако та уверенность, с которой Владимир Путин пошел на сотрудничество со Штатами, подмяла все публичные опасения. Сейчас, когда военная часть операции в Афганистане близка к финалу, разговоры о долгосрочном присутствии в Средней Азии американских пехотинцев как о решенном деле вспыхнули в России вновь. И вся беда в том, что не только в России. Американские "ястребы" также все чаще призывают "закрепить успех", "не утерять отыгранных у России очков". Недавно побывавший в Узбекистане влиятельный сенатор Том Дэшл объявил о наличии "долгосрочных интересов" США в этой стране. Сегодня американцев здесь приютила одна из военных баз в Ханабаде, которая, правда, используется исключительно в гуманитарных целях.

До сих пор ни президент страны, ни глава российского внешнеполитического ведомства никак не комментировали подобные "намеки" своих вчерашних и сегодняшних партнеров. Видимо, Путин все это время полагал, что личные, пусть и неформальные договоренности между ним и Бушем, принятые в наиболее тяжелый для Америки час, станут гарантом сохранения status quo, действовавшего до событий 11 сентября. Возможно, Путин и не ошибся в друге Джордже – и последние заявления это подтверждают. С другой стороны, некоторые военные (в частности глава Федеральной пограничной службы Константин Тоцкий) и спикер Госдумы Геннадий Селезнев довольно жестко дали понять, что неблагоприятный для России сценарий ее, Россию, равнодушной не оставит. Причем сказано это было скорее не в адрес Белого дома, а для наших среднеазиатских партнеров, которые не прочь заручиться на всякий случай дружбой с могущественными США. "Разговоры относительно американского военного присутствия на заднем дворе – это "старые стереотипы", – заявил президент Узбекистана Ислам Каримов. – Центральноазиатские государства самостоятельно решат, как долго американские солдаты могут находиться на их территории".

К слову сказать, неясность в вопросе присутствия американских солдат в зоне традиционных стратегических интересов России по объективным причинам невыгодна Бушу. Война с террором обещает быть затяжной и повсеместной, и Россия уже доказала свою полезность в этом смысле. Так что подставлять российского лидера под огонь критики внутренних доброжелателей американская администрация вряд ли захочет. Ради этого она готова не только успокоить Москву в отношении своих среднеазиатских баз, но заодно и проклясть террориста Хаттаба, уравняв его с бен Ладеном в праве быть пойманным или уничтоженным. "Это позор рода человеческого, и чем быстрее мы от него избавимся, тем лучше", – говорит Ричард Армитидж, подразумевая под этим "мы" Москву и Вашингтон.

Выбор читателей