Кадровые маневры завершились

В апреле 2003 года в Красноярском крае состоятся выборы, и многие полагают, что нынешняя кадровая "рокировочка" – последний для Александра Ивановича шанс реально претендовать на новый губернаторский срок

Как надеются многие, в Красноярском крае наконец-то завершилась кадровая революция. По итогам объявленного почти месяц назад конкурса губернатор Александр Лебедь получил в свое распоряжение 9 замов. В апреле 2003 года в Красноярском крае состоятся выборы, и многие полагают, что нынешняя кадровая "рокировочка" – последний для Александра Ивановича шанс реально претендовать на новый губернаторский срок.

Увольнение Лебедем 28 января всех своих шестнадцати замов и объявление конкурса на замещение их вакантных должностей вызвало неоднозначную реакцию как в самом Красноярском крае, так и в федеральном центре. Лебедь, принимая это решение, ставил несколько задач: во-первых, попытаться справиться со все более ухудшающейся экономической ситуацией в регионе, предприняв последнюю попытку нанять-таки на государственную службу профессионалов. Именно в непрофессионализме обвиняли бывшую команду губернатора и местные законодатели, и местные аналитики. Во-вторых, принудительная ротация давала Александру Лебедю возможность маневра – а кадровый маневр в кризисные моменты, как известно, одно из самых популярных орудий в руках политика. Бывшую губернаторскую команду всерьез обвиняли в клановости, а фигура и.о. первого заместителя губернатора Людмилы Селивановой, именуемой депутатами местного Законодательного собрания не иначе как "фаворитка", стала серьезным дискредитирующим фактором для руководства края. Наконец, в-третьих, своим решением губернатор в который раз продемонстрировал электорату собственную "крутизну", сиречь решительность. Впрочем, этот компонент пиара уже не мог произвести на избирателей такого эффекта, как несколько лет назад, когда бравый генерал намеревался политически дерзко расправиться со всеми трудностями края, доставшимися ему в наследство от своего предшественника Зубова.

Однако итоги конкурса оказались не столь значительными, как вид, с которым решение об этом конкурсе принималось. Из 9 новых заместителей, образовавших т.н. Совет администрации, шестеро в той или иной степени имеют отношение к прежней администрации края. Несмотря на то, что конкурс на объявленные вакансии был довольно высок – около 70 человек на 9 мест, – некоторые назначения Лебедь предпочел сделать все же по старинке, что называется, непосредственно. Так, Николай Ашлапов, ранее представлявший в регионе интересы компании "Русский Алюминий Менеджмент", стал первым замом губернатора и вовсе без конкурса, а Надежда Кульба, опять-таки без конкурса, – замом по социальной сфере. Впрочем, последнее "назначенство" объяснимо: из числа соискателей не оказалось ни одного, кто хотел бы занять это место (для сравнения: на должность зама по сельскому хозяйству претендовали аж 9 человек).

Осечка случилась с назначением зама по взаимодействию с Законодательным собранием и перспективному планированию. Эту должность по итогам конкурса получил Александр Сараев, однако уже после объявленного назначения выяснилось, что участие Сараева в конкурсе было формой протеста против незаконного, с его точки зрения, увольнения (речь идет об уже упомянутом роспуске замов), а сам Сараев уже договорился о работе в Первопрестольной и более в Красноярске задерживаться не намерен.

Новых людей всего трое. Обращает внимание присутствие среди них бывшего замдиректора "Норильскгазпрома" Андрея Аралова. Назначая Аралова своим замом по обеспечению жизнедеятельности населения, Лебедь очевидным образом пытается помириться с Норильским промышленным районом, из-за которого в Красноярске и на Таймыре два последних месяца кипят нешуточные страсти. До сих пор у губернатора в поисках согласия с властями Таймыра (где географически расположен Норильск) мало что получалось. Как известно, на прошлой неделе Лебедя постигла серьезная неудача: в Москве ему по сути отказали в праве кроить бюджет края без оглядки на реальные потребности отдельных его субъектов. Приняв в свое время решение залатать красноярский бюджет завышенными отчислениями по налогам из промышленного Норильска, губернатор обострил и без того натянутые отношения Красноярска и Таймыра, пригрозившего в случае чего переподчиниться напрямую Москве. Лебедь попытался переложить проблему на федеральный центр: по его схеме Москва должна была бы перечислить Красноярску значительные средства в форме субвенций, которыми Лебедь компенсировал бы Норильску отнятые им ранее у того средства. Норильск противился этим планам, справедливо полагая, что пока субвенции дойдут, город не единожды столкнется с проблемами денежных выплат в виде зарплат и пенсий. Москва в этом вопросе Норильск поддержала. Лебедь, приехавший в столицу вместе с таймырским губернатором Хлопониным, не смог встретиться с Кудриным, хотя ранее это и планировалось. Вице-премьер правительства России внезапно отбыл в командировку в Болгарию. Кончилось все тем, что заместитель Кудрина Алексей Улюкаев порекомендовал Красноярскому губернатору особо не мудрить и поскорее выполнить заключенные ранее межбюджетные соглашения между Красноярском и Таймыром: только в этом случае Москва готова перечислить Красноярску средства. И не несколько миллиардов, как просит Лебедь, а 450 млн. рублей. Как заявила председатель бюджетной комиссии Красноярского законодательно собрания Раиса Кармазина, также присутствовавшая на встрече, "попытка губернатора "латать дыры" краевого бюджета за счет Норильска в расчете на помощь федерального центра может привести к непоправимым последствиям". В день своей встречи в минфине, Лебедь же поступает прямо наоборот: отзывает свою подпись под межбюджетным соглашением с Таймыром, заключенном в декабре прошлого года.

Известно, что министерство финансов потребовало от администрации Красноярского края представить до 1 марта новые основные показатели краевого бюджета на 2002 год, сверстанного (но еще не принятого местными депутатами), как известно, со значительным опозданием. Со слов таймырского губернатора Хлопонина известно, что Минфин признал нереальным нынешний бюджет края. У Лебедя есть единственный повод радоваться: разбираться со всем этим он будет не один, а со своими новыми, хотя и старыми чиновниками.

Выбор читателей