Москву опутали торговые сети

Обладая надежным финансовым тылом, глобальные розничные компании могут себе позволить на первых порах торговать не просто без прибыли, но даже в убыток

На днях в Москве открылся второй гипермаркет французской торговой сети Auchan. Первый появился минувшим летом, и число его посетителей уже приближается к миллиону. Так что в окупаемости нового "звена в цепи", в принципе, можно не сомневаться.

Магазин площадью 16 тыс. кв.м расположен в торгово-развлекательном комплексе "Мега", принявшем первых посетителей несколькими днями ранее. Этот "монстр", раскинувшийся в районе Теплого Стана на территории в 150 тыс. кв.м, принадлежит шведской фирме IKEA. Помимо уже существующего весьма популярного у московской публики мебельного магазина и двух основных арендаторов – вышеназванного Auchan и "Техносилы", – со временем здесь разместятся еще свыше 200 торговых точек, несколько кафе и ресторанов, кинотеатр с 11 залами, детские комнаты и площадки. Но главной изюминкой, скорее всего, станет крытый ледовый каток, функционирующий круглый год. Создатели все этого великолепия рассчитывают превратить "Мегу" в любимое место проведения семейного досуга, где одновременно можно "прошвырнуться" по магазинам и хорошо отдохнуть.

Auchan и IKEA отнюдь не единственные иностранцы, осваивающие русские просторы. Первой была небольшая голландская сеть Spar, представленная в столице уже 4 магазинами. Столько же планирует заиметь к 2003 году немецкая Metro Cash and Carry, прославившаяся среди москвичей невиданной дешевизной товаров и длиннющими очередями в кассу. Ее землячка Obi, специализирующаяся на товарах для дома, собирается разместить свои магазины как раз в "Меге" в самое ближайшее время. Еще один торговец аналогичными товарами – французская сеть Leroy Merlin – подумывает к ней присоединиться. В феврале должен открыться первый супермаркет немецкой сети Marktkauf. Всерьез присматривается к отечественному рынку и такой крупный игрок как американская Wal-Mart – крупнейшая торговая компания в мире.

Интерес западников к славянам отнюдь не случаен. Потенциал роста розничных рынков благополучных европейских стран уже давно исчерпан, чего нельзя сказать о России. Ритейл – один из наиболее динамично развивающихся секторов отечественной экономики. В одной только Москве в 2002 году открылось порядка 18 крупных торговых центров. Не менее 15 будет создано в 2003 году. Столичные и подмосковные власти наперебой отдают под застройку лучшие земли вокруг МКАД, но все равно большая доля рынка пока принадлежит вездесущим ларькам и "оптовкам".

Секрет успеха IKEA, Auchan и Metro кроется в низких ценах и высоком качестве обслуживания. Обладая надежным финансовым тылом, глобальные компании могут себе позволить на первых порах торговать не просто без прибыли, но даже в убыток, вытесняя с рынка менее могущественных конкурентов, на данном этапе – тех самых ларечников и оптовиков. Не менее активно развивающиеся российские торговые сети пока не видят для себя реальной угрозы в пришествии "варягов", хотя уже проявляют некоторую обеспокоенность и сами стараются расширяться как можно быстрее. По оценкам некоторых аналитиков, мирное сосуществование продлится недолго. И, вполне возможно, недалек тот день, когда мы станем свидетелями ценовых войн и ожесточенной борьбы гигантов за место под солнцем. Впрочем, один исход битвы заранее предрешен: выигрывают покупатели.

Выбор читателей