Странная дружба в разгар войны

Пока арабские и иранские СМИ спорят, кто именно инициировал визит Ахмадинежада в Саудовскую Аравию, западные аналитики не могут понять, как заклятые враги внезапно стали соратниками по иракскому вопросу


ФОТО: AP



В ситуации, когда суннитские нефтяные страны и шиитский Иран были практически готовы к прямой военной конфронтации, прибытие иранского лидера в Эр-Рияд выглядело менее вероятным, чем прибытие Саддама Хуссейна в Тегеран в разгар ирако-иранской кампании. Тем не менее это произошло, и, как ни странно, причиной исторического визита и встречи Махмуда Ахмадинежада с саудовским королем Абдаллой бен Абдель Азизом стало нахождение консенсуса по иракскому вопросу.

Ирак, как известно, уже давно стал первым полем боя между Тегераном и Эр-Риядом. Обе стороны финансируют соответственно шиитские и суннитские группировки, воюющие как между собой, так и с американскими войсками. Теперь же, по данным иранских и арабских СМИ, иракская тема может стать примирительным фактором в нелегких отношениях между саудовским королевством и Ираном. За семь часов бесед в Эр-Рияде религиозные, политические и нефтяные противники вроде бы нашли общий язык по множеству вопросов, включая так волнующую арабов проблему с ядерной программой Тегерана.

Однако саммит в Эр-Рияде странен не только своей внезапностью и заявленными достижениями. Во-первых, до сих пор не ясно, кто был его инициатором. Арабская пресса указывает, что иранский лидер "напросился" в гости к саудовскому монарху. Иранская пресса наоборот утверждает, что именно саудиты попросили Ахмадинежада приехать.

Однако в западных СМИ отмечают, что обе стороны были очень заинтересованы в контактах, так как обе выигрывают от разрешения иранского кризиса путем переговоров.

Важно отметить, что через день после встречи Мухаммед Али Хусейни, представитель Министерства иностранных дел Ирана, заявил, что Тегеран не будет вести прямые переговоры с Соединенными Штатами во время заседания международной комиссии по проблемам Ирака, в которой примут участие обе страны. По словам Хусейни, Тегеран еще до конца не уверен, примет ли он вообще участие в работе данной комиссии. Хусейни добавил, что американские представители обратились к иранским властям в надежде открыть каналы для связи, чтобы найти способ стабилизировать ситуацию в Ираке.

Эр-Рияд ранее не раз демонстрировал готовность выступить посредником на переговорах между странами Запада и Ираном. При этом власти королевства уже давно призывали не изолировать Исламскую республику. Кроме того, несмотря на явную подготовку королевства к войне, глава МИД принц Сауд аль-Фейсал заявлял, что саудовцы никогда не примут участие в нанесении удара по Ирану. Превращение Эр-Рияда в посредника естественно повышает статус и авторитет саудитов как на мировой арене, так и в мусульманском мире.

Другое странное совпадение - угрожающее заявление заместителя главы иранского генштаба Али Резы Афшара, сделанное в день саммита в Эр-Рияде, о том, что в случае нападения США и Израиля, во всех нефтяных странах Залива ожидается "сильный взрыв".

На следующий день после саммита последовало заявление бывшего генерального консула Ирана в Дубаи Аделя Ассадиния, бежавшего в 2004 г. на Запад, о том, что Тегеран создал в странах Персидского залива огромную сеть агентов из местных шиитов, готовых в нужный момент начать волну террора.

Отметим также, что накануне внезапного саудо-иранского саммита в мировых СМИ прошло два важных сообщения. Первое - о создании умеренными арабскими государствами военно-стратегической оси, чтобы противостоять иранской угрозе и "шиитской революции". В основе альянса - так называемый "арабский квартет": Египет, Иордания, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, к которым примыкают многочисленные арабские государства. Все эти страны собираются противодействовать иранской ядерной программе, так как "испытывают серьезные опасения по поводу дальнейшего распространения шиизма". А второе - о подготовке совещания глав семи влиятельных исламских стран в Мекке при участии Саудовской Аравии, Пакистана, Египта, Турции, Индонезии, Малайзии и Иордании, сообщила саудовская газета "Аль-Охаз". Главы МИД семи мусульманских стран, а также Организации Исламская конференция, в совместном заявлении, принятом на встрече в Исламабаде, выразили глубокую озабоченность в связи с нагнетанием напряженности в регионе и сообщили, что в рамках "форума семи" планируется обмен мнениями о положении на Ближнем Востоке и об обстановке в исламском мире. Как заявил министр иностранных дел Пакистана Хуршид Мехмуд Касури, "на этой сессии мы намерены провести совместную мозговую атаку для привнесения гармонии в мусульманский мир".

Все эти совпадения не добавляют ясности в вопрос внезапного саудо-иранского саммита. Некоторые западные аналитики даже считают, что предыдущее обострение отношений между суннитами и шиитами было частью некоего сговора между лидерами двух ветвей ислама. Скорее всего, это преувеличение, однако и внезапное потепление отношений между Эр-Риадом и Тегераном действительно является странным.

Выбор читателей