Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Австралия (Australia)
Австралия – США, 2008
Режиссер: Баз Лурманн
В ролях: Николь Кидман, Хью Джекман, Брэндон Уолтерс
|
Если фильм называется простенько, но емко – "Австралия", вероятнее всего, его будет снимать режиссер, для которого кенгуру и собаки Динго – привычная фауна. Самым известным австралийцем в кино на сегодняшний день стал Питер Джексон, но мы знаем и другого знаменитого автора – это художник-авангардист Баз Лурманн, у которого нашлась целая плеяда звездных земляков-актеров.
Идея создать гимн загадочному материку собрала $130 млн бюджета, а Николь Кидман пережила в процессе съемок рождение дочери. На главную мужскую роль претендовали Рассел Кроу и Хит Леджер, но тендер выиграл Хью Джекман, согласившись на меньший гонорар ради возможности принять участие в патриотическом мегапроекте.
То, что получилось в результате у голливудских австралийцев, трудно оценивать в отрыве от национальной специфики, поскольку фильм копирует приемы, формировавшие американский миф первой половины ХХ в., перенося их на австралийскую почву так, будто Штатов с их кинотрадицией не существует вовсе.
Нарочитая старомодность картинки и сознательный отказ Лурманна от каких-либо ожидаемых нестандартных приемов в режиссуре – одновременно и главная инновация, и самый крупный недостаток "Австралии". Так называемый "большой стиль", внезапно всплывающий из недр голливудских мейджоров, не раз приносил достойные плоды, вспомним хотя бы оскароносного "Английского пациента". Наверняка попытка Лурманна вспомнить старое доброе кино о ковбоях и войне, перенесенное на австралийскую почву, способна вызвать одобрение историков и исследователей национального кинематографа. Но для публики за пределами Австралии выдержать почти три часа эпической драмы "о жизни и необыкновенных приключениях" в степной глуши бывшей английской аристократки Сары Эшли – испытание на манер тех, что выпали самой героине фильма.
Интрига в стиле провинциальных сериалов, где все ходы можно предсказать вплоть до минуты, на которой героиня поцелует избранника, а злодей выхватит пистолет, смотрелась бы свежо, будь лента ироничной, отстраненной или хотя бы просто содержащей намек на юмор. Увы. Пугающая серьезность мелодрамы о несчастных аборигенах перемежается сценами неправдоподобной любви бывшей белоручки к быкам, пыли, замызганным детям и брутальным пастухам, говорящим на шибко испорченном английском. Надо еще учесть, что дело происходит в период Второй мировой войны, прямо отсылая к корпусу антивоенных ретро-хитов фабрики грез, в последнее время получивших второе дыхание.
Гигантский бюджет потрачен на бесконечные тревеллинги над каньонами и прочими геологическими австралийскими достопримечательностями. Причем, что удивительно, никакой специфической флоры и фауны, кроме пары эпизодов с компьютерными кенгуру, скачущими где-то вдали, в кадре нет и в помине, так что догадаться, что перед нами австралийский пейзаж, могут только аборигены. Пара масштабных сцен со стадами быков по-над пропастью в прологе сменяется долгим и занудным объяснением, зачем героине нужен весь этот Дикий Запад, чтобы к финалу разразиться компьютерной атакой японской авиации на беззащитный город, кучей необязательных пиротехнических эффектов и совершенно неправдоподобным слащавым хеппи-эндом.
Можно подумать, что основной упор сделан на игру Николь Кидман, опознать в которой владелицу поместья величиной с Техас очень проблематично. Эта икона стиля слишком субтильна для роли суровой тетки, в одиночку гонящей табуны через пустыню. Миледи-фермерша, способная на ходу выпрыгивать из ковбойских сапог прямо в бальные туфли, полжизни жила в Англии, пока ее мужа не убили за тридевять земель, после чего в ней проснулась любовь к заморским коровам. Материнская привязанность к мальчику-метису по имени Нола тоже никак не спровоцирована воспитанием или условиями ее прежней жизни. Ее "конфетный" возлюбленный Хью Джекман умеет вращать глазами, гордо носить "стетсон" и скакать на лошади, но о какой-либо иной проработке роли, кроме чисто внешней, как и в первом случае, говорить не приходится.
Из материалов к фильму мы узнаем, что Кидман за девять месяцев, проведенных на съемках, якобы даже научилась кастрировать бычков, но сюжет об этом обстоятельстве умалчивает. Зато звездная пара под руководством режиссера использует весь арсенал истерических актерских приемов - от брызжущих слез до истошных криков и искаженных страданием лиц. Если бы не серьезность фабулы и бюджет, я бы подумал, что режиссер тонко стебется над Голливудом.
Сюжет Лурманна (он же и автор сценария) начисто лишен привычной занимательности вестерна. Даже при наличии гангстерской линии он кажется беззубым, напоминая о том, что австралийская фауна почти лишена хищников. Все драматургические повороты мы видели сто раз, только в американских образцах они обычно развиты с большим чувством. Впечатление такое, что создатели "Австралии" не изучали в своих институтах историю кино и формируют патриотический дискурс с нуля, опираясь на интеллектуальные запросы пресловутых аборигенов, перед которыми, естественно, испытывают неизбывный комплекс вины. Кстати, аборигенов в фильме не много, а те, что есть (включая мальчика Нолу), обладают сверхъестественными способностями, символизируя антагонизм природы и цивилизации.
Единственное, что не изменяет Лурманну, – чувство прекрасного. Как и в других его картинах, тут все ярко, блестит-переливается, костюмы (единственная номинация на "Оскар") и грим напоминают о том, что он снял "Мулен Руж", как и музыкальные аранжировки из "Волшебника из страны Оз", откуда черпают вдохновение его приторные персонажи.
В общем, давно не было на экране столь многообещающей по составу участников и столь же разочаровывающей с точки зрения полученного результата ленты, к тому же снятой с такими фантастическими затратами. Разочарование года.
В прокате с 12 февраля
Инфляционное давление на народ усиливается