Безработица с оттенком фатализма

Большинство россиян, давно привыкших к "честному отъему денег у населения", безропотно приняли прямое сокращение зарплат, задержки в их выплатах, перевод на неполную рабочую неделю и вынужденный уход в неоплачиваемые отпуска




Безработица в России продолжает расти. Только число официально зарегистрированных на бирже труда незанятых граждан к середине февраля достигло 1,8 миллиона, на 200 тысяч превысив прогнозы правительства на этот год. Согласно новым прогнозам, до конца года количество официальных безработных вырастет до 2,2 миллиона. Еще более тревожные данные предоставляет Росстат, считающий этот показатель по методологии Международной организации труда. По его расчетам, в России не имеют работы 5,8 миллиона граждан, или 7,7% экономически активного населения. По оценкам же независимых экспертов, к концу года в России может насчитываться 10 - 11 миллионов безработных.

На первый взгляд, цифры, конечно, неприятные, но не смертельные. Во многих европейских странах уже сейчас уровень безработицы превышает эти показатели, а деловые издания пестрят сообщениями о том, что очередная корпорация намеревается в ближайшее время сократить пару-тройку тысяч сотрудников. Беда в том, что в вопросах занятости населения, как и во многих других экономических аспектах, Россия имеет свою специфику. И, как показали события последних месяцев, хотя до кризиса на кадровом рынке условия игры диктовали кандидаты, по сути, рынок труда все эти годы оставался рынком работодателя. За годы денежных реформ и экономических катаклизмов россияне настолько привыкли к "честному отъему денег у населения", что даже "тучные" годы не смогли убить в них готовность в любой момент потуже затянуть пояса: "Ну, надо, так надо". И как только заштормило, большинство безропотно приняли прямое сокращение зарплат, задержки в их выплатах, перевод на неполную рабочую неделю, вынужденный уход в неоплачиваемые отпуска и т.д.

Такая своеобразная ситуация сложилась в России еще в начале 1990-х годов. Экономические трудности и катаклизмы ведут к снижению зарплат, но уровень занятости при этом изменяется незначительно. Зато процветает скрытая безработица, в частности, те самые бессрочные неоплачиваемые отпуска "по собственному желанию". Такой подход помогает предприятию экономить, ведь в случае сокращения сотрудника по закону ему положено выплатить ощутимые "отступные". А держать его в добровольно-принудительном отпуске можно сколь угодно долго – пока не стабилизируется экономическая ситуация или человек не уволится сам.

Совсем иначе обстоят дела в цивилизованных странах мира, где предприятия активно сокращают сотрудников, но при этом не могут пойти на резкое снижение окладов оставшимся или отправить работников в неоплачиваемые отпуска. Тем же, кого уволили, государство обеспечивает пособие по безработице, вполне достаточное для нормального существования.

Вместе с тем западные веяния все же долетают до России. Эксперты отмечают, что в этот раз безработица в стране растет быстрее, чем можно было бы ожидать. Возможно, в будущем это поможет сделать российский рынок труда более цивилизованным. Но в нынешних условиях лишь усугубляет ситуацию. Охотнее прибегая к сокращениям, работодатели отнюдь не брезгуют и отечественными методами – увольняют одних, причем зачастую всячески стараются сделать это "по соглашению сторон", сокращают зарплату другим, выталкивают в неоплачиваемые отпуска третьих. При этом государство, в отличие от развитых стран, достойную жизнь оказавшимся без работы людям не гарантирует. Потому что даже недавно увеличенное максимальное пособие не позволит свести концы с концами тем, кто живет в крупных городах. Тем более что поведение цен в России тоже специфическое – они весьма ощутимо растут, в то время как в других странах, охваченных кризисом, уже намечается дефляция.

Чем обернется в итоге этот методологический коктейль, предсказать трудно. Пока российские трудящиеся ведут себя пассивно. Формально их права достаточно хорошо защищены законодательством, реально отстоять их не так-то просто. Впрочем, многие даже и не пытаются.

Выбор читателей