Вождение автомобиля – вредная привычка

Государственный бюджет залатают за счет курильщиков, любителей крепких напитков и автомобилистов. Косвенным эффектом этих мер могут стать известное оздоровление нации и обострение недугов экономики




Государственный бюджет залатают за счет курильщиков, любителей крепких напитков и автомобилистов. В течение трех лет в России будут планомерно повышаться ставки акцизов на табак, алкоголь и бензин. Косвенным эффектом этих мер могут стать известное оздоровление нации и обострение недугов экономики. А чтобы автомобилисты не чувствовали себя приравненными к курильщикам, им в качестве компенсации снизят транспортный налог.

Согласно поправкам в Налоговый кодекс, с 1 января 2011 г. ставки транспортного налога будут снижены в два раза. Для самой распространенной категории легковых машин – с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно – налог снижается с 5 до 2,5 руб. за одну лошадиную силу. Для машин мощностью от 100 до 150 л.с. – с 7 до 3,5 руб., от 150 до 200 л.с. – с 10 до 5 руб., от 200 до 250 л.с. – с 15 до 7,5 руб., свыше 250 л.с. – с 30 до 15 рублей. При этом регионам дается право самим устанавливать пониженные ставки транспортного налога (вплоть до обнуления) для легковых автомобилей мощностью до 150 л.с. включительно. Кроме того, в соответствии с недавно принятым постановлением правительства, квитанцию об уплате налога больше не будут требовать при прохождении ТО. А в Москве со следующего года на пять месяцев будет увеличен срок оплаты транспортного налога: он продлится до 1 декабря.

Отдельные регионы – например, Санкт-Петербург, Тюменская область – уже готовы с 1 января избавить от налогообложения все транспортные средства мощностью до 150 л.с. В других намерены существенно снизить ставку налога. Но большинство регионов не спешит воспользоваться таким правом, поскольку заменить поступления от транспортного налога им вряд ли удастся.

Москва тоже не торопится давать дополнительные послабления автовладельцам. В столице с 2009 г. действуют практически максимальные ставки налога на большинство мощностных категорий авто, а освобождены от транспортного налога лишь автомобили с движками менее 70 л.с., которые составляют чуть более 10% автопарка. Если увеличить "льготную мощность" хотя бы до 100 л.с., от налога окажется освобожденной каждая вторая машина в городе, а это неприемлемо для городской казны.

Налоговые "надои" с растущего автопарка предполагается не уменьшать, а увеличивать. По словам главы столичного департамента финансов Веры Чистовой, поступления от транспортного налога в бюджет города в 2011 г. должны возрасти на 2,6 млрд рублей. При этом представители московских властей дали понять, что о добровольном снижении ставок налога речь может пойти не ранее чем через год. Хотя это вовсе не повод для расстройства: двукратное снижение налога гарантировано всем российским автовладельцам.

Но, увы, радоваться налоговым послаблениям автомобилисты будут недолго: ровно до тех пор, пока не увидят новые ценники на бензозаправках. Насколько они вырастут – пока сказать трудно, но не менее чем на рубль. Ведь именно на столько увеличивается ставка акциза на бензин и другие ГСМ. В Минфине рассчитали, что повышение этого акциза уже в 2011 г. даст федеральному бюджету дополнительный доход в размере более 80 млрд руб., а в 2013-м – более 105 миллиардов.

Для граждан арифметика выглядит не столь радостно: среднестатистический автовладелец в 2011 г. отдаст за бензин дополнительно около 1,5 тыс. руб., а в 2013-м – 4,5 тыс. рублей. При этом экономия на транспортном налоге – опять же "в среднем по больнице" – составит менее 500 руб. (для владельцев мощных авто она будет, конечно, более ощутимой). Таким образом, со следующего года расходы на автомобиль увеличатся не менее чем на 1 тыс. рублей.

На этом неприятности не заканчиваются. На цены на автозаправках будут влиять не только акцизы – в 2011-2012 гг. будет повышена ставка НДПИ на нефть и газ. Это, естественно, даст дополнительный толчок росту цен на топливо. Наконец, дает о себе знать рост мировых цен на нефть: она уже подбирается к планке в $90 за баррель, и нет никаких фундаментальных причин для ее снижения. На внутреннем рынке РФ мировые цены сказываются весьма своеобразно: чем они выше, тем сильнее желание нефтяников экспортировать всю нефть, какую только возможно. Поэтому в период пиковых цен России не раз уже угрожал дефицит топлива. А где дефицит – там и рост цен. Одним словом, содержать автомобиль станет дешевле, но ездить на нем – дороже.

С точки зрения экономики в целом, подорожание ГСМ за счет акцизов ни к чему хорошему не приведет. Оно повлечет повышение цен на очень широкий спектр товаров и услуг и станет, таким образом, ключевым фактором роста инфляции. Кроме того, подорожание езды на автомобилях придавит деловую и потребительскую активность: например, сократится количество "шопинг-выездов". Ну да это все вредные привычки.

новости партнеров
Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...

Выбор читателей