"Булаву" и самолеты защитят от катастроф

Вся "критическая продукция" будет маркироваться специальным образом, а данные о ней - вноситься в федеральный перечень, доступ к которому получит узкий круг лиц по особому допуску


Сборка самолета Sukhoi Superjet 100. Фото: ИТАР-ТАСС



В понедельник в Госдуме обсуждали проект закона "Об обороте отдельных видов критических изделий и материалов". Он уже одобрен правительством и, как ожидается, на этой неделе будет принят в первом чтении.

Заседание прошло при участии экспертного совета комитета Госдумы по промышленности, Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли, комитета по совершенствованию законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичной промышленности Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям".

В России в сфере оборонки и гражданской авиации нередко используется некачественная и контрафактная продукция. Речь идет о так называемых "критических изделиях и материалах, отказ которых является причиной неспособности продукции выполнять ее функции либо влияет на безопасность продукции". Первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев привел в пример некое самарское ООО "Агрегат", которое, по его словам, поставило некачественные комплектующие для самолетов на 80 авиапредприятий. "Даже объемы небольшого предприятия способны создать угрозу для жизни людей и безопасности страны", – констатировал Гутенев.

За разработку закона взялись по прямому поручению Путина, которое было дано "после истории с "Булавой". Гутенев напомнил, что в США подобный закон существует с 1978 г. и тем более необходим в России, "учитывая нашу практику, так как в наших условиях возможны подделки, что уже было, например, в РЖД".

Согласно новому закону, вся "критическая продукция" будет маркироваться специальным образом (штрих-кодом или радиочастотной меткой), а данные о ней станут вносить в федеральный перечень, доступ к которому получит узкий круг лиц по особому допуску.

Ожидается, что весь объем данных будет аккумулироваться в Ростехнадзоре и ФСБ. Деньги на реализацию новой инициативы понадобятся немалые, именно поэтому депутаты стремятся принять закон до апреля этого года, когда будут вноситься поправки в бюджет. Однако эти расходы обойдутся дешевле, чем убытки от возможных катастроф самолетов, неудачных запусков ракет и так далее. Следом за безопасностью продукции возрастет и конкурентоспособность экономики, уверен Гутенев.

Для Минобороны уже разработано три группы стандартов, для гражданской авиации – четыре.

Однако у экспертов нашлось немало претензий к новому закону: есть вероятность, что он не принесет ничего нового, кроме лишних расходов, станет дополнительной кормушкой для контрольных ведомств и приведет не к развитию промышленности, а, наоборот, еще больше ее затормозит.

Директор информационно-аналитического центра ФГУП "ГосНИИ ГА" Игорь Кирпичев напомнил, что такой закон уже вносился в Госдуму – "вопросами аутентичности пытались заниматься еще в 1997 году, после катастрофы "Руси". В прошлый раз закон не прошел из-за того, что разные федеральные ведомства так и не смогли разобраться между собой – кто кого контролирует и кто кому платит. В этот раз подобные детали снова не сформулированы достаточно четко.

По словам статс-секретаря госкорпорации "Ростехнологии" Александра Савенкова, новый закон может привести к тому, что "деятельность наших контролеров парализует деятельность предприятий", которые будут вынуждены опять вводить у себя "первые отделы", сертифицировать компьютеры и т.д. "Надо не двигаться в сторону секретности, а выкладывать информацию в открытом доступе, чтобы каждый мог зайти на сайт и посмотреть", – полагает Савенков.

Выбор читателей