В Минске попытались остановить войну

Переговоры "нормандской четверки" по достижению мира на востоке Украины длились всю ночь. Это не удивительно, так как от их исхода зависит не только судьба Донбасса, но и возможность начала большой войны в Европе


Фото: globallookpress



Встреча " нормандской четверки" в Минске приковала к себе внимание всего мира. Всю ночь лидеры Германии, Франции, Украины и России обсуждали судьбу Донбасса, а вместе с ней и возможные перспективы новой большой войны в Европе. На время подготовки данного материала информации о результатах переговоров так и не появилось. Однако по косвенным признакам можно было полагать об их, по меньшей мере, удовлетворительном исходе.

Изначально встреча проходила в узком составе, при участии лишь глав государств. Позже к ней присоединились министры иностранных дел четырех стран. Еще через какое-то время формат переговоров расширился с подключением к ним других представителей делегаций. Однако, как заявил около полуночи пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, лидеры снова вернулись к общению в узком составе.

О том, что переговоры идут в целом позитивно в полночь заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, переговоры идут "лучше, чем супер" и что подписание нового документа по Украине возможно "уже завтра".

Через некоторое время после этого Порошенко в сопровождении членов украинской делегации вышел из комнаты переговоров, и поднялся на другой этаж Дворца независимости. По некоторым данным, украинский президент отлучался для телефонного разговора с Генеральным штабом ВСУ.

Напомним, параллельно с "нормандской встречей" в Минске прошли переговоры контактной группы в составе полномочных представителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик Дениса Пушилина и Владислава Дейнего, а также специального представителя председателя ОБСЕ Хайди Тальявини, бывшего президента Украины Леонида Кучмы и посла РФ в Киеве Михаила Зурабова. Основные детали, на которых будет базироваться предполагаемое мирное соглашение, вырабатывались именно здесь.

Первым и самым главным вопросом в этом случае является отвод тяжелой техники и вооружения от линии соприкосновения воюющих сторон. В отличие от сентябрьских договоренностей, стороны будут разведены на гораздо большее расстояние. Ширина демилитаризованной зоны, скорее всего, составит 50 - 70 километров. Некоторые виды вооружений - с наибольшей дальностью поражения - могут быть отведены на расстояние до 120 километров.

Другой важнейший вопрос, вытекающий из первого решения, состоит в том, какую линию считать линией разграничения, от которой должны быть отведены вооружения. Прежняя линия, зафиксированная в сентябре, сегодня потеряла актуальность. В результате боевых действий украинские силовики продвинулись с западного и северного направления к городам Первомайск, Стаханов, Брянка, а ополченцы захватили донецкий аэропорт и замкнули кольцо окружения в районе Дебальцево. На юге Национальная гвардия в последние дни заняла несколько населенных пунктов на мариупольском направлении. В результате линия фронта была сдвинута на 20 км вглубь территории, контролируемой повстанцами. Судя по ходу переговоров, стороны, скорее всего, примут в расчет новую линию соприкосновения враждующих сторон.

Не менее важный момент заключается в том, кем будет осуществляться контроль за выполнением договоренностей. Европейские представители и Киев настаивают на том, что этим должна заниматься Россия. Представители ДНР и ЛНР полагают, что выполнением данной функции должна заниматься ОБСЕ.

Другой вопрос связан с тем, кто будет осуществлять контроль российско-украинской границы, там, где она сопрягается с территорией ДНР и ЛНР. Осенние минские договоренности предполагают, что этим должна заниматься ОБСЕ. С этим соглашаются и представители Киева. Позиция ополченцев по границе выглядит несколько иначе. По их мнению, ОБСЕ может прийти на эту границу только после внесения поправок в украинскую конституцию (на что уйдут месяцы) и согласования этого вопроса с представителями ДНР и ЛНР. Что касается предложений России, то в среду, 11 февраля, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Москве увязал передачу контроля над границей украинской стороне с отказом Киева от экономической блокады территорий. "В таких условиях отдать еще и российскую часть границы значит отрезать себя даже от гуманитарной помощи и позволить себя окружить", - заявил Лавров.

Возможно, это станет одним из главных условий достижения мира. Контроль за этими участками границы со стороны Украины или ОБСЕ может снять с России обвинения в поставке ополченцам оружия и военной помощи. Если верить Лаврову, Москва готова допустить к границе украинских пограничников. Вопрос лишь в том, пойдет ли Киев на снятие блокады.

Не мене значимым остается также и вопрос о том, как будет обеспечиваться обещанная самопровозглашенным республикам широкая автономия. Очевидно, что представители ДНР и ЛНР видят это таким образом, что нынешние руководители республик должны получить полную легитимность и широкий набор прав. В интересах Киева значительно сузить их полномочия. Впрочем, сейчас о разрешении этого вопроса говорить преждевременно. Целью номер один переговоров является приостановление боевых действий.

Выбор читателей