Илзе Лиепа: "Балет – наше национальное достояние"

Мало кто знает, что помимо балета Илзе активно занимается благотворительной деятельностью. Ее фонд "Культура – детям" не только пропагандирует искусство среди детей, но и активно участвует в их судьбе

Илзе Лиепа – звезда российского балета, ее творческие заслуги были отмечены Государственной премией России и "Золотой маской". Но мало кто знает, что помимо балета Илзе активно занимается благотворительной деятельностью. Ее фонд "Культура – детям" не только пропагандирует искусство среди детей, но и активно участвует в судьбе подрастающего поколения.

ФОТО: ИТАР-ТАСС/Артем Геодакян

Весной состоялся VI фестиваль хореографического искусства "Волшебная туфелька", который собрал в Москве детские танцевальные коллективы со всей России, в октябре ожидается уже ставший традиционным "Кадетский бал". "Yтро" побеседовало с выдающейся танцовщицей о благотворительных проектах фонда, современных меценатах и примерах общественного служения, на которые стоит равняться.  

"Y": В апреле состоялся уже VI по счету фестиваль «Волшебная туфелька». Как родилась идея этого фестиваля, в чем его миссия?

И.Л.: Этот фестиваль проводится по моей инициативе и инициативе моего благотворительного фонда. Идея родилась девять лет назад, когда открылась наша балетная школа. Мы хотели создать пространство интереса к балету, и наши усилия не прошли даром: балет – наше национальное достояние, это хорошая мода. Вначале состоялся фестиваль «Московский образ», затем прошел первый всероссийский конкурс, нас поддержал московский комитет по культуре. И вот уже несколько лет мы проводим конкурс на федеральном уровне. 

Мы хотим расширить круг влияния наших взглядов, круг общения: нам нужно большое культурное пространство, к которому располагает наша огромная страна.

"Y": Кто участвует в конкурсе, как проходит отбор на фестиваль?

И.Л.: На конкурс попадают дети со всей России, танцовщики и танцовщицы, которые прошли гигантский отбор: заявки подают десятки тысяч человек. Мы работаем с детьми в течение года, отсматриваем, направляем их, корректируем программы, даем советы, ведь наша задача – не только выбрать из детского творчества лучшее, но и поддержать детей. В конкурсе участвует авторитетное жюри, настоящие профессионалы, например, легендарный балетмейстер и хореограф, Народный артист СССР Михаил Лавровский.

"Y": Можете рассказать подробнее о программах финалистов: что они представили публике?

И.Л.: В этом году в финальных показах участвовали 16 коллективов из разных регионов, а также из Москвы. В отборочных показах принимали участие коллективы из всех городов нашей страны: они приезжали в Москву, мы смотрели программы, беседовали, подсказывали, как можно улучшить номера. Так мы и выбрали лучших из лучших, после чего в столице состоялся концерт. В этом году замечательно смотрелись ребята, представлявшие народное творчество. К сожалению, зачастую народным танцам уделяется очень мало внимания, и нас это расстраивает. Мы ориентируем, направляем ребят в это русло, ведь русские народные танцы и традиции – это национальная гордость, это всегда производит фурор, смотрится здорово и интересно. Это воспитывает патриотизм у детей.

"Y": Как вы награждали участников фестиваля?

И.Л.: В этом году было много новшеств. Изначально мы выбрали символом фестиваля пуанты Анны Павловой. Андрис Лиепа слепил с рисунка туфельку Анны. Мне так понравилось, что она и стала символом фестиваля: сделанная рукой танцовщика туфелька танцовщицы. В этом году наш лауреат и получил эту награду. Другие участники тоже не ушли без подарков: им вручили ценные призы – музыкальные центры и многое другое.

"Y": Какие еще проекты организует ваш фонд, какие планы у вас на эту осень? 

И.Л.: В мае состоялись два конкурса, в рамках которых мы готовили детей к поступлению в хореографические училища, второй тур пройдет осенью. Поток конкурсантов большой, но очень славно обучать и направлять детей. На осень запланировано много проектов, например, «Кадетский бал». Во времена Российской империи, в XVIII-XIX веках бал был больше чем просто светским событием: это практика выхода в свет, очень серьезный образовательный проект, цель которого – воспитание нравственности нашего будущего – молодых кавалеров и барышень.

"Y": Как вы считаете, в России сложилась культура благотворительной помощи, культура меценатства?

И.Л.: Мне кажется, мы должны об этом говорить, должны будить общество. Вспомните, что члены императорского дома были участниками и покровителями благотворительных обществ. Так, под покровительством жены императора Николая Второго Александры Федоровны находились более 30 обществ, в том числе приюты, община сестер милосердия, а брат императора Михаил Александрович был патроном более 90 благотворительных обществ. Подумайте, какая эта сложная сфера деятельности, какое серьезное общественное служение! А сегодня такого нет, и я очень рада, когда благотворительность участвует в нашей жизни. Так и происходит в деятельности нашего фонда. Хорошо, когда известные люди становятся меценатами. Когда Константин Хабенский помогает детям, он делает это не ради пиара. Он дает детям надежду, пробуждает у них интерес к жизни. И когда дети приходят на наш фестиваль, они получают огромную энергию, колоссальный запал. Наш фестиваль – это правильное пространство, которое задает сильный импульс.

"Y": Российские законы, к сожалению, не располагают к благотворительной деятельности. Вам не кажется, что необходимо улучшать, реформировать законодательство в области меценатства и филантропии?

И.Л.: Я уверена, всю нашу жизнь нужно делать гораздо человечней и добрей, и работать над этим нужно вместе, сообща. Мне хочется пожелать нашему правительству сил и желания в продвижении благотворительных проектов, которые помогут будущим поколениям. 

Выбор читателей