Михаил Шульгин: "Песни - как поиск выхода из бездны"

Популярная петербургская инди-группа "Морэ&Рэльсы" давно завоевала признание в России. В 2002 году ее назвали открытием года, после этого она выступала на фестивалях "Нашествие", "Крылья", Kubana

Популярная петербургская инди-группа "Морэ&Рэльсы" давно завоевала признание в России: в 2002 г. ее назвали открытием года, после она выступала на фестивалях "Нашествие", "Крылья", Kubana. В 2010 г. группа, находясь на пике популярности, объявила о прекращении концертной деятельности.

В 2012 г. музыканты собрались вновь. Этим летом они отправляются в европейский тур. Алексей Зверьков, Илья Липатов, Михаил Шульгин сделали привал, чтобы рассказать "Yтро.ru" о европейских выступлениях, "псевдофранцузской" программе и "кинематографических клипах".


Добрый день. Вы отправляетесь в ваше европейское турне. В каких городах вы намерены вступить? Чего ждете от этой поездки?

Михаил Шульгин: "По правде говоря, мы едем повеселиться. Нас манит Париж, очень хочется выпить и "умереть" - побывать на могиле Джима Моррисона. Еще мы выступим в Берлине, Монпелье, Будовице, Волансе, Нанте, Вене и обещались побывать в Амстердаме. Будем и в Белоруссии - тоже заграница".

Илья Липатов: "Интересно посмотреть на удивленные лица европейцев: как они будут реагировать. Сейчас между Россией и Европой, между нашими культурами есть определенное непонимание, и нам хочется навести мосты. Нам хочется, чтобы на нас посмотрели как на музыкантов, а не обычных россиян: европейцы привыкли к россиянам, которые приезжают как туристы в Куршавель, а вот музыкантов не так много бывает".

Вы уже выступали во многих городах. Можете вспомнить самое яркое или, напротив, самое сложное выступление?

Алексей Зверьков: "Нельзя не вспомнить, как мы выступали в Литве, в женской гимназии, в субботу в 11 утра. Очень тяжко далось это выступление, но гимназистки сидели смирно, а потом автографы робко брали. Нас организатор попросил выступить вместо музыкального урока, и мы справились".

Какую программу хотите представить иностранцам в рамках тура: старые хиты или песни с нового альбома "67"?

Михаил Шульгин: "Мы споем песни на английском и псевдофранцузском языках, чтобы они нас хоть чуть-чуть понимали".

В последние годы многие отечественные группы начали писать песни исключительно на английском языке. Почему? Что это - работа на иностранную аудиторию, попытка привлечь "продвинутую молодежь" или еще что-то?

Михаил Шульгин: "С одной стороны, это прекрасный подход: это заставляет людей иначе думать".

Илья Липатов: "С другой стороны, это, конечно, абсурдно. Люди, которые несут свою культуру, сегодня воспринимаются публикой намного интересней и аутентичней. Во всем мире ценится родная культура. Но бывает и другая ситуация: у группы попросту не получается написать текст песни, и они переходят на английский - и тут все складывается".

Не так давно вы выпустили ваш новый альбом "67". Можете рассказать, как появилось его название? Какая у него концепция?

Алексей Зверьков: "Есть такое место - станция, платформа 67 км, неподалеку от Питера. Мы часто там проводим время, это дало плодотворную почву для мыслей и творчества на фоне природы и леса".

Михаил Шульгин: "Нас всегда очень вдохновляли эти поездки".

А где вы обычно черпаете вдохновение для творчества, откуда берете силы, идеи и мысли?

Илья Липатов: "Когда в жизни происходят аварии, приключаются передряги. Артисты должны страдать до самого творческого конца. Если человек не будет страдать, то ничего не будет".

Михаил Шульгин: "Именно. Песни - это как поиск выхода из бездны, и порой случается, что светлый луч, счастливая песня рождаются из самых темных мыслей, самых тяжелых ситуаций".

Алексей Зверьков: "Да, тяжелые, мрачные, сложные переживания рождают радостные мелодии".

Есть такие понятия: уральский рок, питерский рок... А вы причисляете себя к питерскому року?

Алексей Зверьков: "Некий оттенок присутствует, и это приятно осознавать".

Михаил Шульгин: "Но я бы не придавал этому значения, анализировать это бессмысленно".

Илья Липатов: "Но, конечно, питерские музыканты варятся в одном котле. Мы держимся вместе и друг другу помогаем".

У вас очень сильные видеоклипы. Вы не думали сотрудничать с  кинематографистами, заняться кино вплотную?

Михаил Шульгин: "Так мы и сотрудничаем. У нас много друзей, которые снимают большое русское кино в Болгарии, Монголии – они помогают нам снимать видео. Но снимать фильмы – это серьезное решение, а пока на клипах можно оторваться".

Алексей Кортнев из группы "Несчастный случай" в разговоре заметил, что сегодня песни практически перестали воспринимать без видеоряда, поэтому на каждую песню нужно записывать видео: только так можно достучаться до зрителя. Вы согласны с этим мнением?

Михаил Шульгин: "Сегодня зрителю лень включать фантазию - они избалованы видеорядом. Когда ты включаешь клип, то уже знаешь, как это воспринимать".

Илья Липатов: "Но есть и другой аспект - зритель хочет увидеть, как группа по-настоящему исполняет эту песню. Ему хочется увидеть, как она играется. Узнать, что ждет его на концерте: стоит идти, или нет. Иногда живые выступления стоят больше чем клипы, а клипы отвлекают от собственного материала, от самой песни".

Наконец, какие советы вы дадите начинающему музыканту: что нужно делать, а от чего лучше отказаться?

Илья Липатов: "Нужно больше тренироваться, и начинать заниматься музыкой как можно раньше. Я где-то читал, что к 16 годам уже стоит знать, что ты умеешь делать, а когда придет осознание, что играть – ты сможешь это исполнить. В России у взрослых музыкантов часто бывает, что голова бежит впереди возможностей игры на инструменты: идеи есть, а изобразить не можешь. Лучше потратить больше времени на занятия".

Алексей Зверьков: "И, конечно, нужно тусоваться побольше".

Выбор читателей