Россию накрывает волна инфляции

Январская инфляция превращает в фикцию федеральный бюджет на 2002 год, потому что при "сверхплановом" росте цен его расходов заведомо не хватит на нужды бюджетополучателей

Любой серьезный вывод о состоянии экономики в целом и денежной системы в частности, сделанный по итогам января, будет скоропалительным. Такой уж неустойчивый месяц. И, тем не менее, данные по инфляции за январь, вкупе с полугодовой динамикой, заставили многих призадуматься, а некоторых экономистов даже привели в состояние, близкое к панике.

Некоторые называют это подлинной инфляционной катастрофой, значение которой еще не осмыслено. Судите сами: по итогам первых трех недель января месячная инфляция оценивалась хотя и на высоком, но не пугающем уровне в 2,4-2,7%. Однако в конце месяца произошел новый скачок цен, и в результате идущее вот уже почти полгода ускорение инфляции вышло на качественно новый уровень. После роста с 0,6% в сентябре до 1,1% в октябре, 1,4% в ноябре и 1,6% в декабре инфляция в январе 2002 года ускорилась почти вдвое – до 3,1%. Это означает, что она не просто превысила уровень января 2001 года (2,8%), а поставила новый рекорд.

Исходя из этого делаются соответствующие прогнозы. По оценка независимых экспертов, в этом году инфляция может превысить прошлогодние 18,6%. Но даже в лучшем случае она не будет ниже 16,3%.

Между тем официальный прогноз предусматривает ее на уровне 12%. На этом основан не только весь бюджет 2002 года, но и рассчитаны масштабы роста курса доллара. Напомним, что задумка была чуть-чуть ослабить рубль, чтобы дать новый импульс экономике. При сверхплановой же инфляции усилится рост реального курса рубля, что снова вызовет эффект торможения экономики. И все вернется на круги своя. Таким образом, январь 2002 года превратил прогноз Грефа в такой же веселый анекдот, каким, по его признанию, стал его прошлогодний прогноз.

Но это всё полбеды. А беда в том, что январская инфляция превращает в фикцию федеральный бюджет на 2002 год, потому что при "сверхплановом" росте цен его расходов заведомо не хватит на нужды бюджетополучателей. И это при том, что задолженность по заработной плате начинает угрожающе нарастать.

Уже сейчас очевидно, что наступивший год будет существенно отличаться от прошедшего. В 2001 году страну спасли дополнительные доходы экономики – $32 млрд., связанные с благоприятной внешней конъюнктурой, в результате чего доходы бюджета превысили утвержденный законом уровень более чем на треть, а расходы – на 15%. Как раз эти 15% и нейтрализовали основную часть критических последствий занижения инфляции. Но нефтедолларовая "лафа" кончилась. Российская нефть в 2002 году будет стоить на $6-7 за баррель дешевле, чем предусмотрено бюджетом (23,5 долл. за баррель), и это лишит его $6-7 млрд.

В условиях нехватки средств и ужесточения бюджетной дисциплины, при которой бюджетополучатель не сможет компенсировать сверхплановый рост цен и тарифов за счет переброски средств с менее приоритетных статей, станут нормой массовые отключения тепла и света. Их угроза уже превратилась в такой же источник навязчивых страхов и психических заболеваний, каким раньше была угроза ядерной войны. В 2002 году эти страхи стали реальностью не только на Тихоокеанском флоте, но и в крупных городах, таких, как Екатеринбург.

На фоне инфляционного взрыва и его уже очевидных последствий жвачка о "новом качестве устойчивого экономического роста", пережевываемая официальной пропагандой, выглядит как издевательство над обществом и иностранными инвесторами.

По прогнозам экономистов, падение мировых цен на нефть, высокая инфляция и вызванная ею дезорганизация экономики затормозят рост до 3%. В результате за годы третьего витка либеральных реформ темпы развития России замедлятся почти втрое: с 8,3% в 2000-м до 5,2% в 2001-м и около 3% – в 2002 году.

Причиной такого замедления является, конечно же, не падение мировых цен на нефть, равно как и не какие-либо другие конъюнктурные колебания, которые могут служить лишь детонатором. Главной причиной является нежелание государства решать структурные проблемы экономики: незащищенность собственности, произвол монополий, деградация депрессивных регионов, разложение госаппарата. А что касается всплеска инфляции, то он только обострит болезнь.

Что же является причиной такого всплеска? Все, наверное, прекрасно помнят яростные споры на эту тему (монетарные причины инфляции или рост издержек), а также помнят прошлогодние попытки правительства побороть инфляцию с помощью стерилизации денежной массы. Но жизнь все расставила по своим местам. Последние три месяца в стране проводится беспрецедентно жесткая финансовая политика, а в ноябре 2001 года вообще наблюдалось нечто невиданное со времени дефолта: произошло сжатие денежной массы. Так вот, то, что ужесточение финансовой политики сопровождается ускорением инфляции, означает, что последняя вызвана не монетарными факторами, то есть не переизбытком денег в экономике.

Нынешний инфляционный взрыв – это, по мнению многих экономистов, последствия капитуляции государства перед произволом монополий. Проявилась она в следующем: во-первых, в реформе ЖКХ, когда из регионов начали откачивать деньги, а на местах не нашли ничего лучшего, как пополнять региональные бюджеты за счет взвинчивания коммунальных платежей, в результате чего платежи выросли в некоторых регионах в 1,9 раза. Во-вторых, в примирении с монопольным произволом на рынках лекарств и плодоовощной продукции. И, в-третьих, в том, что правительство так и не смогло разобраться с естественными монополиями.

Правительство заслуженно гордится тем, что пока повысило тарифы естественных монополий не на 35, а на 14-16% (в годовом исчислении). Заметим, пока. Но оно по-прежнему не пытается обеспечить их полную финансовую прозрачность, ограничиваясь инвестиционными программами и игнорируя скандалы типа "дела Фалькона". Но главное – правительство забывает, что нелепо ограничивать естественные монополии, забывая про обычные: тогда цены повышают именно последние.

Антимонопольная политика – это ключевое звено структурных реформ экономики. Страна задыхается без комплексной антимонопольной политики, однако ответственное за нее ведомство – МАП – игнорирует остроту проблемы, сконцентрировавшись на громких, откровенно рекламных заявлениях и хаотическом выдвижении разнообразных и часто абсурдных обвинений (вплоть до телефонного терроризма), которые, как правило, не имеют продолжения. Инфляционный взрыв января показал: оздоровление МАПа – ключевой фактор развития России, ибо без нормализации антимонопольной политики невозможно обуздать инфляцию, а значит – обеспечить гармоничное развитие экономики.

Выбор читателей