Курс рубля
- Ждать ли "апокалиптический" курс доллара: эксперты предупредили россиян
- Обменники массово закрываются по России после обвала доллара
- Минфин двумя словами объяснил причину обрушения рубля
|
За один вечер зрители Музея кино увидели историю мирового балета с участием его первых звезд – Анны Павловой, Сержа Лифаря, Рудольфа Нуреева и др. Показ был организован таким образом, чтобы и знатоки балетного искусства, и просто зрители ушли вознагражденными за внимание. Кроме того, наиболее ярко было продемонстрировано, чего стоят архивы парижской сокровищницы! А потому профессионалам было чрезвычайно интересно наблюдать за хореографическими экзерсисами геометрических фигур в знаменитом "Механическом балете" Фернана Леже и за танцем Мари Вигман – преемницы прославленной Айседоры Дункан. Дилетантов, разумеется, не могли оставить равнодушными фрагменты балетных репетиций Нуреева и его лондонской партнерши Марго Фонтейн. Ну а недавно найденная хроника генеральной репетиции балета Ролана Пети "Юноша и смерть", показанная в Москве, говорила о том, что синематека – не застывшее чудо света, а институт, который постоянно находится в поиске.
Некоторые фрагменты избранной для показа программы несколько удивили. Имея в собрании хронику молодого Сержа Лифаря, москвичам показали Фавна в его исполнении образца 1950 г., когда знаменитый танцовщик уже оставил подмостки и просто позировал поклонникам на лужайке Версаля. Грустно и как-то странно было и то, что Патрик Бонсар - организатор действа - не привез в столицу России уникальные фрагменты дягилевских балетов в исполнении труппы полковника де Базиля, основу которой составляли питомцы Сергея Дягилева. Ведь это единственная возможность увидеть подлинный дягилевский рисунок балета на родине маэстро. Просто забыли?..
И неужели танец негритят в Новом цирке Парижа более значим в балетной истории?.. Пусть даже это и съемка 1902 г., и пусть даже сделанная самими родоначальниками кинематографа - братьями Люмьер?..
Впрочем, возникавшее порой недоумение по поводу того, что же важнее - показать суперраритетные кадры, на которых кто-то танцует, или продемонстрировать пусть и не столь далекие по времени, но абсолютно ценные по существу самого балетного жанра фрагменты – все же очевидно уступало общему впечатлению от путешествия в неизвестное прошлое едва ли не самого прекрасного из искусств.
Смотреть балет, да и вообще танец, с белой простыни киноэкрана – занятие неблагодарное. Восьмое чудо света все же мало приспособлено для передачи всех нюансов самого пластического на свете искусства. Однако подобные просмотры представляют изрядный интерес для профессионалов, а также и исторический интерес, если речь о балете давно минувших дней. Именно таким архивом и поделилась со зрителями в московском Музее кино Французская синематека танца, в собрании которой более тысячи видеозаписей более чем за сто лет.
Демонстрация сокровищ синематеки и открылась пантомимой 1902 г. издания, снятой братьями Люмьер. А продолжилась культовым "Механическим балетом" апостола французского сюрреализма и дадаизма Фернана Леже (этот балет, впрочем, изредка крутят и в нашем "Иллюзионе"). В собрании Синематеки не оказалось записей знаменитой русской примадонны Большого театра и одной из первых красавиц дореволюционного балета Веры Коралли (некоторое время бывшей подругой великого тенора Леонида Собинова), весьма по-своему исполнявшей умирающего лебедя - фирменное "блюдо" Анны Павловой, созданное для нее выдающимся хореографом и теоретиком балета Михаилом Фокиным. Зато танец в исполнении самой Павловой был продемонстрирован в записи 1925 г., сделанной в Голливуде.
Особенно бурно было воспринято появление на экране молодой Марты Грехэм, тем более что основоположница модернистского балета и создательница знаменитой труппы (имя которой в СССР было чуть ли не под запретом – уж слишком авангардными были опусы танцовщицы и хореографа) исполняла вполне классическую композицию "Граница". Не показав Айседору Дункан, показали ее верную адептку Мари Вигман, что блистала на сценах Германии в эпоху Веймарской республики. Не обошлось и без степа в интерпретации короля данного жанра Фреда Астера.
Сделав акцент во время гастролей в московском киномузее на истории, и современности тоже отдали дань. Ну опять же какой современности?.. Серж Лифарь, Жан Бабиле, Рудольф Нуреев… Первый – уже в ранге директора балета "Гранд-Опера" – предстал в своем коронном образе Фавна (в хореографии Вацлава Нижинского). Малоизвестный широкой публике, но обожаемый критикессами-спецами за неподражаемый "мачизм" и головокружительную технику, Бабиле - в первой версии балета "Юноша и смерть" - миниатюре Ролана Пети (по новелле Жана Кокто). Нуреева показали в дуэте с Марго Фонтейн, создавшей в своем роде имя молодому русскому беженцу на Западе и принявшей его в труппу "Ковент-Гардена", куда иностранных танцовщиков прежде вовсе не брали. Показ сопровождался строго академическим – словно речь шла об археологии или биофизике – спичем директора синематеки Патрика Бонсара, которому воистину удалось доказать, что из всех искусств для нас важнейшим является балет.
Ситуация на международной арене становится все хуже
Российский флот может наносить удары где угодно и в любое время, считает обозреватель
Адвокат рассказал, сколько миллионов Лурье может взыскать с Долиной
"От России откажутся все": жуткое предсказание Аристоклия Афонского начало сбываться
"Раньше не видела ничего подобного": британцы сняли НЛО в форме конфеты
Дети массово рухнули на землю во время линейки в честь погибшего на СВО