Операция "Преемник" - древняя забава

Операция "Преемник" на протяжении веков играла в истории России первостепенную роль. С древнейших времен преемники становились разменными фигурами в политических играх




Операция "Преемник" на протяжении веков играла в истории России первостепенную роль. С древнейших времен преемники становились разменными фигурами в политических играх. Так, Вещий Олег не постеснялся использовать Игоря, сына легендарного основателя Русского государства князя Рюрика, для расширения своей личной власти. Спускаясь в 882 г. по Днепру, он причалил в районе богатого и процветающего Киева, где в это время княжили Аскольд и Дир. "Спрятав своих воинов, Олег послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим", - рассказывает летописец. - Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира". Расставаться с властью Олег не пожелал и когда его воспитанник вырос - Игорю пришлось ждать много лет, прежде чем занять после смерти князя киевский престол.

Вопрос о власти в Древней Руси решался, главным образом, по праву силы, а попытки упорядочить ход престолонаследия зачастую усугубляли проблему. Считается, что первым такую попытку предпринял Ярослав Мудрый, перед смертью в 1054 г. составивший завещание. "Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери... Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду - Переяславль, а Игорю - Владимир, а Вячеславу - Смоленск". И так разделил между ними города, запретив им переступать пределы других братьев и изгонять их, и сказал Изяславу: "Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают". И так наставлял сыновей своих жить в любви". Завещанной отцом братской любви хватило на двадцать лет, и в 1073 г. между Ярославовичами разразилась кровопролитная борьба за киевский престол, закончившаяся только в 1078 году. Любопытно, что для решения внутриполитических разногласий все участники конфликта не гнушались использовать половецкие отряды.

Весной 1097 г. в город Любеч приехали все многочисленные русские князья, чтобы держать совет, как управлять Русской землей. Старая система власти, когда скончавшемуся князю наследовал его старший брат, переезжавший из Новгорода, куда, в свою очередь, отправлялся следующий по старшинству брат, давала слишком очевидные и тяжелые по последствиям сбои. В Любече состоялся первый в русской истории "парад суверенитетов". Как во всех последующих случаях, его участники настаивали на своих исключительно патриотических мотивах. "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? - вопрошали князья. - Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей". Декларация о благих объединительных намерениях привела, в итоге, к распаду Древнерусского государства.

Впрочем, несколько следующих десятилетий Киев остается ключевым политическим центром и объектом мечтаний русских князей. Обладание киевским престолом означало, по крайней мере, формальное главенство в большой семье потомков Рюрика. Устоявшуюся традицию нарушил ростово-суздальский князь Андрей Боголюбский, ставший киевским князем после смерти в 1157 г. отца - Юрия Долгорукого. Возможно, именно печальная судьба основателя Москвы - он был отравлен киевскими боярами - заставила Боголюбского отказаться от переезда в "мать городов русских". От заговора это его, однако, не уберегло: в 1174 г. Андрея убили приближенные.

С началом татаро-монгольского ига вопрос о власти на Руси стал решаться совершенно по-новому. Ярлык, то есть право на великое княжение, русские правители получали теперь от хана Золотой Орды. В обмен на это великий князь должен был обеспечивать в русских землях ордынские интересы, в основном заключавшиеся в регулярном сборе дани. Боровшиеся между собой местные князья быстро осознали все преимущества новой системы власти. В помощь великому князю Орда нередко посылала военные отряды, а их можно было использовать и для обеспечения своих интересов. Так карательные экспедиции, приводившие к гибели и порабощению немалого числа русских людей, стали удобным инструментом политической борьбы.

Ордынские ханы старались действовать по принципу "разделяй и властвуй" и выдавали ярлыки поочередно князьям соперничающих городов, с тем чтобы не допустить чрезмерного роста влияния одного из них. Впрочем, с начала XIV в. главными компаньонами Орды становятся московские князья. Они добросовестно выполняли обязательства перед своими монгольскими господами, в случае необходимости попросту сжигая недостаточно покорные русские города. Благодаря могучей поддержке Орды Москва постепенно объединяет вокруг себя большую часть территории распавшейся Киевской Руси. К концу XV в. Москва уже не нуждалась в помощи и, отказавшись платить дань, стала единственной хозяйкой Русской земли.

Власть в Московской Руси переходила традиционно от отца к старшему сыну. Однако этот принцип был не единственным: с ним сосуществовало право старшинства, в соответствии с которым на власть могли претендовать и братья князя. Из-за этой правовой коллизии в середине XV в. в Московском княжестве разразилась кровопролитная гражданская война, длившаяся около 30 лет. На престол претендовали старший сын Василия I Василий и брат князя Юрий Дмитриевич. Победителем в этом долгом и мучительном для страны противостоянии вышел Василий II, получивший прозвище Темный, поскольку был ослеплен своими соперниками. Война показала, что решающим фактором в борьбе за власть по-прежнему остается военная мощь. И все же на ближайшие столетия проблема была решена: преемником по умолчанию признавали старшего сына. Его права обычно подтверждало и отцовское завещание.

Проблема преемника остро встала перед Петром I. Великий реформатор обнаружил, что его старший сын Алексей отнюдь не склонен продолжать дело отца, да и вообще мало интересуется государственными делами. Чтобы расчистить путь на трон для своего сына от второго брака Петра, он предложил Алексею уйти в монастырь. Тот вроде бы и согласился, а потом сбежал в Европу. Насильно возвращенный на родину Алексей был обвинен в заговоре и казнен в 1718 году. Но жертва оказалась бессмысленной: через год скончался и Петр Петрович.

После смерти обоих сыновей Петр I готовился передать престол своей второй жене - Екатерине. Специально для этого в 1722 г. он опубликовал Указ о престолонаследии. "Кому правительствующий государь хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, пусть отменит", - говорилось в указе. "Непотребство" вскоре обнаружилось в поведении любимой супруги: она изменяла Петру со своим камергером. Император не желал отдавать государство предательнице и скончался, так и не оставив завещания. Екатерину спасло то, что до гвардии не успели дойти слухи об опале, и ее, жену любимого "отца", провозгласили императрицей.

В следующие десятилетия именно гвардия, а даже не возведенное Петром в ранг закона желание императора, будет играть ключевую роль в престолонаследии. Так, императрица Анна Иоанновна в строгом соответствии с законом составила завещание: власть она оставляла своему внучатому племяннику, малолетнему Ивану VI, при регентстве любимого фаворита Иоганна Бирона. Вскоре жертвой заговора пал Бирон, а вслед за ним и Иван VI вместе с матерью Анной Леопольдовной. Озолоченная шведскими и французскими деньгами гвардия привела в Зимний Дворец дочь Петра Великого Елизавету.

Екатерина II благодаря поддержке гвардии свергла Петра III, которому Елизавета Петровна оставила законную власть. Первое время многие ждали, что Екатерина объявит себя регентшей при малолетнем Павле Петровиче. Однако не тут-то было: "Фелица" желала править единолично, что довольно успешно делала в течение тридцати четырех лет.

Отношения между матерью и сыном были далеки от идиллических, ведь Павел небезосновательно считал себя обделенным. К тому же вокруг постоянно шли разговоры о том, что императрица будто бы собиралась отдать власть воспитанному ею внуку Александру в обход его отца. Известно, что сразу после кончины матери Павел унес, так и не вскрыв, из ее кабинета секретную шкатулку - по мнению некоторых историков, в ней и находилось завещание императрицы.

Павел I занял русский престол в апреле 1797 года. Первым указом, изданным новым императором, стал "Акт о престолонаследии". Вопреки распространенному мнению, документ не лишал женщин права на престол, он лишь чрезвычайно уменьшал вероятность такого развития событий. Целью указа было установление жесткого порядка наследования престола. Отныне единственным законным наследником провозглашался старший сын действующего монарха, которому наследовал его отпрыск мужского пола. По пресечении мужчин-наследников этого рода трон должен был перейти ко второму сыну Павла и его потомкам. И только после этого на престол могла взойти старшая дочь императора и ее наследники, причем наследовать ей также должны были в первую очередь мужчины. Регента на случай малолетства наследника назначал сам император, если же он не успевал этого сделать, то опекуном становились родители будущего монарха или старший в роду. Несмотря на то что Павел I пал жертвой дворцового переворота, "Акт о престолонаследии", в отличие от многих других его реформ, так и не был отменен и действовал до 1917 года.

Выбор читателей