Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: Globallookpress |
По словам министра культуры Владимира Мединского, чье ведомство курирует данную сферу, среди прочего будут рассмотрены предложения по изменению системы ее госрегулирования, возврату лицензирования туркомпаний и пересмотру правил страхования.
Глава Минкультуры также напомнил о намерении правоохранительных органов разобраться с руководством "падших" компаний. Никто не уйдет от ответственности, предупредил чиновник.
"Как так получилось, что, собрав деньги с туристов, у них вдруг не оказалось денег на их вывоз?" - поинтересовался Мединский. В комментариях на профессиональных туристических форумах этот вопрос тоже частенько мелькает. Однако нельзя сказать, что у представителей отрасли он вызывает такое уж искреннее недоумение. Они знают если и не исчерпывающий, то достаточно полный ответ - привычка работать на оборотах.
Безусловно, все негативные факторы, которые перечисляют операторы в обоснование своего краха, действительно присутствуют: и резкое снижение курса рубля по отношению к евро и доллару накануне сезона, и неблагоприятная международная ситуация, и санкции. Но не менее важную роль сыграл и системный кризис на рынке выездного туризма.
"То, что сейчас происходит, накапливалось в течение нескольких сезонов, наверное, даже еще с 2008 года, - отметил главный редактор портала Tourdom.ru Дмитрий Даниленко. - Постоянно наращивался выезд, и во многом за счет того, что туроператоры выступали спонсорами туристов".
Эксперт поясняет, что в конкурентной борьбе и стремлении привлечь как можно больше клиентов компании фактически финансировали их выезд за рубеж, устанавливая смешные цены на свои туры. Возможность переносить на отложенный будущий период обязательства перед контрагентами (отелями, авиаперевозчиками), позволяла такие игры. Долги за уже оказанные услуги погашались, соответственно, из средств, полученных на продаже новых туров. А планы следующих сезонов строились в расчете на дальнейшее увеличение турпотока.
Но подобная модель хорошо работает лишь на растущем рынке, когда спрос неуклонно повышается. Однако рынок расти перестал, и это оказалось критичным.
Экономические трудности страны в целом и первые громкие обвалы туроператоров вызвали обеспокоенность зарубежных партнеров. Они ужесточили финансовую дисциплину и перестали соглашаться на работу по схеме "утром стулья - вечером деньги". Турфирмы, у которых нет надежной финансовой подушки, оказались в патовой ситуации: им надо платить, а денег нет.
Дальше возникает эффект домино - даже небольшой блок на чартерном рейсе может оказаться фатальным, когда рушится основной заказчик всего борта. Тому пример - "ИнтАэр", закрывшийся в понедельник. Компания выкупала у "Лабиринта" блоки на чартерных рейсах Оренбургских авиалиний. Отказ перевозчика их выполнять поставил фирму перед необходимостью как-то перевозить своих туристов. А где взять на это деньги, если компания и так уже в долгах? Причем, "ИнтАэр", в свою очередь, тоже продавал часть своих блоков другим компаниям. И они оказались в аналогичной ситуации. Какая "костяшка" этого домино упадет следующей, можно только гадать. Под ударом, в основном, небольшие турфирмы, не обладающие достаточным запасом финансовой прочности.
Одна из основных причин происходящего - некомпетентность и безответственность менеджеров проблемных компаний, считает первый вице-президент АТОР Владимир Канторович. Давление внешних обстоятельств в равной степени испытывают все участники рынка, но другие продолжают работать, поясняет он. Просто руководить компанией в кризисных условиях гораздо сложнее, и не каждый с этим справляется. Поэтому, когда в объяснении возникших проблем ссылаются на политическую и экономическую ситуацию, это правда, но далеко не полная.
Впрочем, несправедливо сваливать всю вину на туроператоров. В случае с тем же "Лабиринтом", например, весьма отличилась и авиакомпания. За границей остались порядка 25 тысяч туристов - это примерно 100 самолетов, подсчитал господин Канторович. "Почему Оренбургские авиалинии допустили вылет 100 неоплаченных самолетов? Почему они участвовали в создании этой финансовой пирамиды? Почему не перестали выполнять рейсы после первого неоплаченного самолета?" - возмутился эксперт.
Если до крайней точки ситуацию доводят намеренно, в расчете на то, что государство включится и людей эвакуирует, это как минимум некрасиво, отмечает представитель АТОР. Однако тут, кстати, возникает и не менее важный вопрос роли самого государства во всей этой истории. Она тоже довольно неприглядна.
О финансовых разногласиях "Идеал-тура" и Оренбургских авиалиний СМИ писали еще в начале июля. Уже тогда Ростуризм и Минтранспорта могли вмешаться в ситуацию, и масштаб неприятностей был бы гораздо меньше. А когда авиакомпания в пятницу вечером сообщила в Ростуризм о прекращении полетов по данным программам, ведомство ничего лучшего не придумало, как сыграть роль информагентства и лишь транслировать эту информацию. Причем в 20:00, когда она уже абсолютно бессмысленна - банки закрыты, и даже тот, кто захочет что-то оплатить, сделать этого уже не сможет. Так что вина общая - и туристических компаний, и авиационных, и госведомств.
Нелепыми кажутся экспертам теории, согласно которым вся цепочка этих событий, на самом деле, - часть тщательно спланированного плана переориентации российских туристов на внутренний рынок. Такие предположения в большом количестве появились за последние несколько дней. Конечно, негативный информационный фон вокруг ситуации еще больше сократит спрос на зарубежные поездки. Однако это не означает зеркального роста турпотока на внутренних направлениях. Кто-то и выберет российские маршруты, а кто-то все равно поедет за границу, но организацией путешествия займется самостоятельно. Многие же просто останутся дома или на дачах. Тем более что и сезон-то уже практически на исходе.
А к зиме выжившие туроператоры наверняка усвоят уроки этого жаркого лета, скорректируют свои планы и объемы и не станут устраивать масштабных распродаж по бросовым ценам, выразили надежду эксперты. Если так случится, нынешние массовые обвалы турфирм для рынка в целом сыграют даже позитивную роль.
Туристам, в свою очередь, надо понимать, что халявы больше не будет, и при выборе тура не соблазняться самыми дешевыми предложениями, а также обращать внимание на то, кто является страховщиком туроператора. Это должна быть известная и надежная компания.
Тем, кто уже оплатил туры, эксперты советуют не поддаваться панике и не бежать в агентство сдавать путевки. Согласно законодательству, оператор в таком случае имеет полное право удержать из их стоимости уже понесенные расходы. И они могут составлять довольно значительную сумму, тем более непосредственно накануне поездки.
В сложившейся ситуации заметно возрастает роль турагентств, которым сейчас надо с особой тщательностью выбирать партнеров и правильно ориентировать своих клиентов, отмечает Дмитрий Даниленко. Именно от профессионализма менеджеров будет зависеть не только их собственная репутация, но и репутация отрасли.
Ситуация в зоне СВО остается напряженной