ГМИИ вышел на тропу войны с Эрмитажем

В бывшем помещении Музея личных коллекций открылась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Директор Пушкинского музея Ирина Антонова на достигнутом останавливаться не собирается


ФОТО: museum.ru



Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в очередной раз празднует новоселье – в бывшем помещении Музея личных коллекций по адресу Волхонка, 14, открылась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. МЛК получил новое здание – прелестный особнячок, тоже расположенный рядом с основным музеем. Таким образом, в течение года руководству ГМИИ удалось создать целую музейную улицу – проект, о котором мечтал еще его основатель, Иван Цветаев.

Поклонникам творчества импрессионистов, с детства привыкшим видеть любимые картины на втором этаже старого музея, и многочисленным интуристам, специально приезжающим в Москву познакомиться с местной коллекцией французского искусства, отныне придется обращаться по новому адресу: в галерею переехали произведения, созданные с начала XIX столетия и вплоть до середины прошлого века.

Первоначальная идея состояла в том, чтобы разместить в новом здании современное искусство, от импрессионистов до наших дней. Однако, придирчиво осмотрев собственную коллекцию искусства второй половины XX века, руководство ГМИИ пришло к неутешительному выводу, что выдать десяток случайных работ никому не ведомых маргиналов за полноценное собрание современного искусства будет сложновато. С другой стороны, музейные запасники буквально ломились от произведений искусства XIX столетия, которому в старой экспозиции не хватало места. Произведения Домье, Коро, Менцеля, Курбе и даже полотна великого Гойи с трудом помещались в проходном зале. Не удивительно, что не только зрители, но и специалисты смоги "заметить" эти картины только после того, как они попали в новую экспозицию.

То же самое касается и гордости ГМИИ – коллекции французской живописи рубежа XIX-XX веков. Ван Гогу больше не приходится делить помещение с Сезанном, а произведениям Матисса и Пикассо не нужно бороться между собой за каждый клочок свободного пространства: все они получили по персональному залу. Отдельные помещения получили фовисты, символисты и представители других направлений. Но - что самое главное – кураторы смогли вытащить на свет огромное количество неизвестных публике картин (по сравнению со старым зданием экспозиция увеличилась чуть ли не вдвое), а полноценная, логически развернутая экспозиция, наконец, в полной мере дает представление не только о богатейшей коллекции музея, но и об основных этапах развития европейского искусства той эпохи.


Фото: museum.ru

В новое здание переместились почти все произведения французского искусства, когда-то собранные С.И. Щукиным и И.А. Морозовым, картины XIX века, приобретенные С.М. Третьяковым и другими известными коллекционерами этого времени, а также никогда не экспонировавшиеся работы европейских и американских художников XX столетия. Однако, как известно, в настоящее время в ГМИИ хранится лишь половина блестящего собрания Щукина и Морозова, что когда-то составляло костяк знаменитого Музея нового западного искусства, впоследствии вошедшего в состав Пушкинского музея. В середине прошлого столетия указом Министерства культуры СССР коллекция была разделена на две части между ГМИИ и Государственным Эрмитажем. Стоит ли говорить, что москвичи не были в восторге от подобной акции. Но в последнее время проблема обострилась.

Нынешний директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, окрыленный небывалым финансовым успехом своего детища, решил переманить в Петербург и запустить в культурно-коммерческий оборот и вторую часть сокровищницы. Постепенно милые шутки на публику, типа "а давайте меняться – нам всего Щукина, а вам всего Морозова" сменились весьма определенными реверансами в сторону Министерства культуры. По случаю открытия нового здания директор ГМИИ Ирина Антонова вышла на тропу войны. На пресс-конференции, посвященной открытию Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, она прямо заявила, что рассчитывает в ближайшее время, а точнее – к столетию Пушкинского музея, которое будет праздноваться в 2012 г., - навсегда вернуть эрмитажную часть коллекции в Москву. Для будущего слияния уже реставрируется новое здание – особняк бывшего Дворянского собрания, недавно переданный ГМИИ. Так что Эрмитажу пора серьезно подумать о будущем, а нам – терпеливо ждать юбилейного года.


Выбор читателей