Российский сыр оказался дороже импортного

В нашей стране невозможно производить недорогой, но качественный продукт

Цены на продукцию отечественных сыроделов не уступают привозным аналогам. На Фестивале сыра, прошедшем на ВДНХ, российский пармезан стоил около 1 тыс. руб. за 1 кг - столько же, сколько хороший аргентинский. Такое же соотношение и с другими видами сыров. Главная причина дороговизны - высокие цены на молоко.

"На кило сыра надо минимум 10 литров молока. Это 400 рублей. А еще же надо оборудование купить, зарплаты выплатить, что-то на развитие отложить. Еще 700 набегает. Получается, что дешевый натуральный сыр за 500 рублей в России сделать теоретически невозможно. Или придется пальмовое масло использовать", - цитирует сайт "Комсомольская правда" сыровара Владимира Ванина из Волгореченска.

Кроме того, у европейских аграриев есть доступ к дешевым деньгам. Им выдают кредиты меньше чем под 5% годовых. В России большинству производителей приходится одалживаться в банках на рыночных условиях - а это больше 10% годовых. Также в Европе власти компенсируют сыроделам 30% стоимости молока. У нас - только 5%. Поэтому себестоимость зарубежного сыра получается гораздо меньше, чем отечественного.

Что касается пармезана, то с ним большинство российских сыроделен просто не хочет возиться. Во-первых, для него нужно подходящее молоко, которого в России не отыщешь. Во-вторых, настоящий пармезан должен созревать не меньше полутора лет. Окупаемость очень долгая. Оптовая цена зарубежного пармезана - 700 руб. за 1 кг, поэтому его проще покупать за границей у стран, которые не подпали под контрсанкции, чем делать его в России с нуля.

Вкладываться в производство других сортов фермерам также неинтересно: российским покупателям нужны исключительно пармезан, горгонзола и моцарелла. "Наши люди пока не готовы покупать сыры оригинальной отечественной рецептуры. Несмотря на то что есть много хороших сыроварен. Но кто станет хвалиться покупкой сыра, например из Костромы, с каким-нибудь простым русским названием? Но скажешь "камамбер" - и совсем другое дело. Тут уж не так важно, где он сделан. Поэтому никто и не вкладывается в разработку оригинальных брендов", - объясняют тольяттинские сыровары.

Единственным отечественным брендом, который пользуется успехом у публики, является адыгейский сыр. На Кавказе традиции сыроварения такие же долгие, как в Европе. Однако проблема заключается в том, что такие сыры можно производить только на Кавказе и только небольшими партиями - все зависит от долины, в которой пасутся коровы. Поэтому перенести этот опыт в Черноземье невозможно.

Выбор читателей