Неравнозначное еврокино

Шестая Панорама кино стран Европейского союза включает в себя 33 фильма из 23 стран "расширенного" Евросоюза, снятых с 2000 по 2003 год




Мировое кино уже давно поделено на три неравноценные части: коммерческая машина Голливуда, модная экзотика, в которую попадают то страны Востока, то Индия или Иран и кинопродукция Европы, ищущей свое место между сохранением традиций и поиском новых путей развития. Пока российское кино попеременно пытается урвать деньги на американских штампах и предстать экзотической безделкой с таинственной русской душой, кино Европы понемногу отвоевывает место в планах отечественных кинопрокатчиков. После завершения оскаровской гонки и в преддверии летних блокбастеров экраны заполняются все большим количеством французских, испанских и итальянских лент.

Кроме того, растет популярность дней и недель национальных кинематографий, последняя из которых, в рамках фестиваля "Австрийская весна в Москве", завершилась на днях. Тем не менее фестиваль, открывающийся в Москве 23 апреля, представляет собой беспрецедентный во многих отношениях проект. Шестая Панорама кино стран Европейского союза включает в себя 33 фильма из 23 стран "расширенного" Евросоюза, снятых с 2000 по 2003 год. В этом году она проходит в рамках специальной программы мероприятий, посвященных вступлению в ЕС десяти новых членов, которое состоится 1 мая 2004 года. В нынешнюю Панораму вошли фильмы стран, чья продукция еще 15 лет назад определялась термином "советское кино": три фильма из Эстонии, по одному из Латвии и Литвы и представителей бывшего "соцлагеря": Чехии, Словакии и Словении.

Картины таких разных стран, как Греция и Дания, таких неравнозначных кинематографий, как Франция и Люксембург соседствуют в этой Панораме как грани стремящейся к объединению Европы. Большинство из фильмов – совместная продукция, как, например, мелодрама Франка ван Пасселя "Вилла роз", снятая при участии Бельгии, Люксембурга, Великобритании и Нидерландов и получившая приз в номинации "Открытие года" на фестивале в Лос-Анджелесе. Это картины разных жанров: датская драма "Мелкие неприятности", следующая манифесту "Догмы" и комедия "И то и се" - самый кассовый голландский фильм прошлого года и претендент на "Оскар" от Нидерландов.

В Шестой Панораме кино стран Евросоюза участвуют как фильмы известных режиссеров ("Пан Тадеуш" Анджея Вайды), так и работы дебютантов (обладатель главного приза на "Киношоке-2003" и спецприза на фестивале в Сан-Себастьяне "Икота" венгра Дьердя Палфи). Некоторые картины уже были показаны в России: современная адаптация чеховской "Чайки" "Малышка Лили" Клода Миллера участвовала в Неделе французского кино осенью прошлого года, полудокументальная драма Майкла Уинтеботтома "В этом мире" – в только что прошедшем фестивале Нового британского кино, а триллер Жиля Маршана "Кто убил Бэмби?" даже прошел в кинотеатрах. Тем не менее, большинство фильмов Панорамы - премьеры.

Основное значение Европанорамы в том, что Европа предстает в ней не как собрание отдельных государств, а как единый организм. Это особенно заметно в меланхолическом путешествии от Вены до Черного моря по главной европейской реке – Дунаю – в австрийском фильме "Дунай, Дунай" и в кипрской драме "И поезд уходит в небо", основанной на рассказе Нодара Думбадзе о репрессиях против греков в Грузии.

С 24 апреля по 3 мая фильмы Шестой Панорамы кино стран Европейского союза будут показываться в кинотеатре "Пять звезд". В Музее кино Европанорама завершится 6 мая.

Выбор читателей