Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Холдинг "Ромир" и рейтинговое агентство "Эксперт РА" представили новые исследования по ОСАГО на круглом столе в РИА "Новости" на тему "Год реформ ОСАГО: мнения экспертов, экономистов, социологов".
Исследования были проведены в связи с кардинальными изменениями в ОСАГО в 2014 году: Госдумой РФ был принят ряд существенных поправок к закону об ОСАГО. Главное изменение коснулось тарифов: они были увеличены в среднем на 40%. Кроме этого, в некоторых регионах увеличились территориальные коэффициенты, в итоге цены на полисы выросли до 60%.
"Год был очень насыщенным, и многие реформы продолжаются, а некоторые еще даже не начались, - констатировал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. - Основные проблемы, которые требовали изменения на рынке, - это недостаточность тарифов, низкое проникновение Европротокола, нераспространение закона о защите прав потребителей на ОСАГО и так далее".
По словам Уфимцева, многие автовладельцы до сих пор уверены в том, что ОСАГО сверхприбыльно. Необходимо повышать финансовую грамотность автовладельцев: "Сегодня речь идет о тех реальных убытках, которые страховщики выплачивают по 2011-му, 2012 году - мы только сейчас начинаем их выплачивать. К примеру, в 2014 году было собрано 147 млрд, при этом убытки составили 150,9 миллиарда рублей", - отметил Уфимцев.
Одновременно с ростом тарифов выросли и выплаты - так, "лимит по имуществу" был поднят до 400 тыс. рублей. Перевод выплат по жизни и здоровью на таблицу травм повысит долю этих выплат в общем объеме с 3% в прошлом году до 20% в этом, предположил Евгений Уфимцев.
Если в прошлом году средняя выплата в период с января по май составляла 33 тыс. руб., то в аналогичном периоде этого года - уже 42 тыс. руб. Скоро, по прогнозам глава союза автостраховщиков, ОСАГО может сравняться с КАСКО, средняя выплата по которому составляет 50 – 55 тыс. рублей.
"Вводится расчет в части утраты товарной стоимости – это норма, которая не учитывалась раньше, теперь она заработает по решению Верховного суда", - привел пример Евгений Уфимцев.
Одна из реформ ОСАГО – распространение Европротоколов. В 2013 г. их было оформлено 65 тыс., а в 2014-м - уже 109 тысяч. Правда, в 2013 г. половина решившихся на Европротокол так и не смогли получить деньги со страховых компаний, которые отказали в выплатах в связи с неправильным оформлением документов. В 2014-м таких жертв Европротокола набралось 25%, что уже меньше, чем в 2013 г., но тоже не мало.
По опросам РОМИР, 34% автомобилистов готовы воспользоваться Европротоколом в случае мелкой аварии, а 9% заявили в ходе опросов, что уже им пользовались, причем 61% из тех, кто пользовался, сочли этот вариант "очень быстрым и удобным".
При этом 15% признались, что не знают, как оформлять Европротокол, 64% заявили, что "слышали о Европротоколе", и только 21% хорошо знают, что это такое. Однако учиться оформлять Европротоколы автовладельцы оказались не готовы – по их мнению, учить этому надо только новичков в автошколах (за это высказались 45% опрошенных).
По словам Уфимцева, "многие боятся Европротоколов, не доверяют им, думают, что страховщики могут отказать". Подстегнуть автовладельцев должно вступление в силу нового закона: с 1 июля в случае аварии, если автомобиль мешает другим транспортным средствам, автовладелец будет обязан заплатить штраф.
То есть интерес автовладельца заключается именно в том, чтобы как можно быстрее составить Европротокол (он, напомним, оформляется участниками ДТП самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД), и убрать свой автомобиль с проезжей части.
Евгений Уфимцев напомнил о том, что реформа ОСАГО еще не закончена – в этом году автолюбителей ожидают еще ряд изменений: так, страховщиков обяжут информировать страхователя о значении КБМ, избегать навязывания дополнительных услуг.
"Всего сейчас вносится 18 новых норм, - рассказал Уфимцев. - Сегодня основная проблема на рынке - некая двойственность в применении КБМ. В этой системе есть достаточно много ошибок".
Согласно статистике, около 12% КБМ в прошлом году были применены неправильно, в этом – уже только 4%. Зачастую виновниками этого становятся и сами автомобилисты. "Поменяли удостоверение и не сообщили своему страховщику. Приходят потом к нам жаловаться – у него новое удостоверение, почему он идет как новый водитель?" - рассказал глава Российского союза автостраховщиков.
Генеральный директор холдинга "Ромир" Ольга Горелова представила последние опросы, согласно которым отношение россиян к ОСАГО, несмотря на рост тарифов, только улучшается. Так, 48% мужчин и 57% женщин заявили, что благодаря ОСАГО они "приобрели уверенность на дороге и чувство защищенности".
Большая часть автовладельцев (62%) уверены в том, что ОСАГО необходимо. Спросили у автовладельцев и о том, что они хотели бы изменить. Большинство (96%) хотят упростить процедуру получения выплат и всего 9% ратуют за снижение стоимости, 94% просят повысить качество обслуживания, 88% - ввести дополнительные меры поощрения за безаварийную езду, 77% - позволить оформлять полис через интернет.
При этом 11% высказались против разрешения оформлять полис через интернет. Насчет введения электронного полиса ОСАГО мнения также разделились: 71% оказались "за" и 8% - "против".
Около 59% хотели бы увеличить максимальную сумму страхования, 17% не хотели бы. За расширение Европротокола выступают 41%, против - 9%.
Большинство автолюбителей "за" введение льгот при покупке полиса ОСАГО для малоимущих – таких 66%. Против 12%.
Также у автовладельцев спросили, кто должен устанавливать тариф. Высказались за регулирование тарифов исключительно государством 30%, еще примерно столько же считают, что государство должно устанавливать минимальную ставку, в остальном тарифы отрегулирует рынок. Около 25% автовладельцев высказались за рыночные цены.
Интересно, что подавляющее большинство автолюбителей заявили в ходе опросов, что "понимают повышение тарифов", правда, 41% считают, что это надо было делать постепенно.
Спросили автомобилистов и том, заметили ли они увеличение выплат. Сказали, что за этот год в ДТП не попадали ни они, ни их друзья, поэтому ответить на этот вопрос они не могут, 55%. Еще 26% заметили, что выплаты увеличились, а 20% не заметили увеличения выплат.
Каждый третий автомобилист высказался за то, чтобы в РФ было неограниченное количество страховых компаний по ОСАГО, 21% считают, что достаточно двух - трех крупных страховщиков, и 15% полагают, что страховщик по ОСАГО должен быть один на всю страну.
Хотят, чтобы рост тарифов регулировало государство, 41% опрошенных, а 30% считают, что тарифы надо просто пересчитывать в зависимости от инфляции.
Свои прогнозы относительно рынка ОСАГО представила на круглом столе заместитель директора по страховым рейтингам агентства "Эксперт РА" Наталья Данзурун. По ее словам, "реальная убыточность ОСАГО в 2015 г. не превысит 101%". Однако без прошлогоднего роста тарифов она составила бы 140%.
"В 2016 году все будет зависеть от того, как будет расти стоимость автозапчастей…Необходимо проводить мониторинг стоимости ОСАГО - в 2014 году рынок ОСАГО был на грани развала: до того, как тарифы были повышены, многие страховщики уходили с рынка", - напомнила аналитик.
В третьем квартале прошлого года выплаты росли быстрее, чем взносы, в среднем на 12%, крупные страховщики сворачивали ОСАГО, как невыгодное.
Несмотря на рост тарифов, ситуация на рынке ОСАГО в любой момент может снова стать напряженной - это во многом будет зависеть от экономического кризиса и покупательской способности: "Из-за кризиса люди будут менее активно покупать расширение", - опасается Наталья Данзурун.
Брюссель знает, чего хочет