Митинг на костях

Военный корреспондент "Yтра" побывал на промасхадовском митинге в Грозном, где кипели фальшивые страсти и демонстрировались человеческие кости. Сегодня участие в антироссийском митинге оценивается от 50 до 100 рублей

Люди собрались у комплекса правительственных зданий в Грозном неожиданно. Женщины и старики объяснили редким журналистам, что приехали сюда из Цоцин-Юрта. С собой принесли человеческие кости и черепа, которые разложили на специальном стеллаже. Митинг начался в 11:30 и продолжался несколько часов; действо развернулось прямо перед расположением чеченской стрелковой роты, которая подчиняется военному коменданту Грозного. На транспарантах надписи – "Остановить войну в Чечне! Прекратить грабежи и убийства!". Женщины держали в руках фотографии пропавших и убитых родственников.

...Люди голосили, проклинали Путина и Кадырова, старики пытались завести окружающих, хватая перед телекамерами кости. Женщины кричали: "Кадыров – убийца!", "Нас забивают, как скот!"... Из сбивчивых объяснений выяснилось, что в Грозный привезли останки жителей Цоцин-Юрта, пропавших во время последней зачистки и найденных потом на молочной ферме, где стояли российские военные, уже мертвыми.

В этой истории бросались в глаза сразу несколько неестественных моментов. Во-первых, человеческие останки темно-бурого цвета были мумифицированы. Даже без экспертизы можно было понять: эти останки пролежали в земле не меньше года. Во-вторых, непонятно, когда же пропали жители Цоцин-Юрта, о которых кричали митингующие. Одна женщина говорила мне про 3 февраля, другая утверждала, что люди были убиты еще 13 декабря. По мусульманским законам хоронить умерших необходимо до захода солнца, а эксгумировать и как-либо использовать тела вообще запрещается. Да и фотографии погибших, как выяснилось, заранее были сканированы с удуговского "Кавказ-Центра".

Мы пережили 33 зачистки! – кричали женщины. Мне удалось поговорить с одной из них, которая представилась жительницей Цоцин-Юрта Сацитой. "Мой муж пропал еще два года назад, я осталась с тремя детьми. Все мы приехали из Цоцин-Юрта утром. Привезли все, что осталось от четверых человек, которых убили федералы в начале февраля. Их нашли на молочной ферме, там раньше стояли русские военные, вэвээшники, они расстреливали людей", – надрывно произнесла Сацита и отошла в сторону.

Девушка по имени Хава, участвующая в митинге, призналась, что она не из Цоцин-Юрта, но пришла сюда, потому что в этом селе у нее пропали двое родственников. Имена и фамилии? Тайна: "А зачем вам? Из какой вы газеты?".

...Чеченец лет 50-ти в каракулевой шапке и резиновых сапогах не размахивал руками, не кричал, а только наблюдал за происходящим и что-то коротко бросал женщинам. Его приказы выполнялись тут же: толпа то напирала на журналистов, то рассеивалась на пятачке. Плач и завывания возникали как по команде, а старик с клюкой снова и снова тряс над головой человеческой ногой. Но через полчаса энтузиазм выступавших с жуткими находками иссяк. Плакаты свернули до следующей акции, кости собрали в пакеты, и на площади стало малолюдно – бесплатно стоять под холодной весенней моросью не хотелось никому.

Митинг охраняли солдаты из комендатуры Ленинского района Грозного. Один из них, Денис, рассказал, что некоторых женщин видел здесь еще полгода назад. В октябре 2001 года около сотни человек собрались, протестуя против паспортных проверок в Грозненском университете. Тогда заведенная толпа кидалась на солдат. Пришлось стрелять в воздух. "Старых знакомых" в толпе увидел и заместитель командира взвода комендатуры Андрей С.: "Эти женщины – подставные, ходят на митинги за деньги. А чьи это кости? Неизвестно. Может быть, что это останки наших солдат. Кости мусульманина не будут выставлять напоказ, да еще и иноверцам. Это кощунство. Дайте мне час, и я полный БТР костей привезу. Только у нас, в Ленинском районе, много свалок, где полно костей и с этой, и с прошлой войны". "Эти митинги не стихийны, за ними стоят боевики", – утверждает и российский прикомандированный милиционер из Вологды Олег В.

Действительно, в Грозном и окрестностях до сих пор находится множество неопознанных захоронений. Шансов на то, чтобы установить, чьи это тела, практически нет – это признают и в прокуратуре республики, и в милиции. Число пропавших и убитых российских солдат, мирных жителей, чеченских боевиков велико. Неопознанные тела находят в Грозном почти каждый день.

Митинги в Чечне – мелкий, но стабильный бизнес, всегда приносящий деньги, пусть и небольшие. Так было и во время первой чеченской войны, когда женщины, старики и дети пикетировали российские блокпосты, прикрывая собой боевиков. После вывода российских войск в 1996 году каждый полевой командир Ичкерии имел свою "группу поддержки" из бабушек и стариков. Обычно их использовали во время выборов. Так что Масхадов во многом обязан своему "президентству" таким полупрофессиональным ораторам. Сегодня участие в антироссийском митинге оценивается от 50 до 100 рублей. Спецслужбы связывают участившиеся митинги с тем, что не так давно Масхадов получил из-за рубежа около $850 тысяч. Большая часть денег ушла на закупку оружия, продовольствия и выплаты семьям убитых боевиков, но кое-что перепало и голосящим на площадях женщинам.


Из досье "Yтра":
Селение Цоцин-Юрт (советское название – Октябрьское) Курчалоевского района Чечни расположено в предгорье, километрах в десяти восточнее города Аргун. Здесь постоянно проходят спецоперации российских военных. Последняя акция состоялась в середине прошлого месяца, до этого селение блокировалось во время новогодних праздников. Тогда, по данным военных, удалось уничтожить около 80 ваххабитов, которые сумели выйти из Аргуна. Недавно здесь поймали двух боевиков – узбеков из отряда Хаттаба, реквизировавших продовольствие у чеченцев.
В 1999-2001 годах в Цоцин-Юрте неоднократно появлялись Хаттаб, Басаев, Масхадов и другие полевые командиры. 17 марта 2001 года во время спецоперации комендант Курчалоевского района полковник Сергей Кислов остановил для проверки машину "Жигули" у здания школы. Пассажиры автомобиля с ходу открыли огонь по офицеру. Смертельно раненый Кислов убил одного из нападавших. Им оказался заместитель Хаттаба – наемник из Саудовской Аравии Абу-Дарр, который контролировал Цоцин-Юрт. Араб воевал в Грозном, Сержень-Юрте, а в марте 2000 года командовал боевиками под Улус-Кертом, где полностью полегла рота псковских десантников. Недавно вдове полковника Кислова вручили Звезду Героя России.
А селение Цоцин-Юрт, куда периодически поступают деньги от Масхадова и других главарей, по-прежнему используется ваххабитами и боевиками, которые зимуют в домах, запасаются продуктами и оружием.

Выбор читателей