Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Впрочем, не о харассменте речь. Речь о морали. Что нравственно, а что безнравственно? Почему люди, с удовольствием меняя условия существования, так неохотно идут на малейшие изменения морально-этических норм? Ведь ни для кого не секрет: изжившее себя, служившее верой и правдой, но пришедшее в негодность нужно выбрасывать, иначе это старье захламит весь дом, и в нем не останется места для нового – в данных условиях более актуального и более интересного. Несмотря на эту очевидную и логичную посылку, люди продолжают держаться за старое, словно именно в старом скрыта некая древняя истина, которую нам завещано хранить чуть ли не с мезозойского периода.
Нынешние сторонники ветхой морали с пеной негодования у рта бросаются на любое нововведение, самим фактом своего появления требующее изменить устаревшие нормы поведения и взгляды на действительность. Нет, они готовы принять это новшество – но только в рамках старого отношения к миру. В частности, так поступают противники введения идентификационных микрочипов, на продажу которых получила разрешение американская компания Applied Digital Solutions (ADS). Чип, по сути, представляет собой индивидуальный номер носителя, связанный с базой данных, в которой содержится информация о человеке. Своего рода паспорт. Насколько этот паспорт удобен в обращении – тема отдельная и вполне решаемая на современном уровне развития высоких технологий. А вот о различных морально-этических "за" и "против" введения новшества поговорить стоит.
Итак, общество поделилось в отношении к введению имплантантов на два лагеря. Один из них – условно назовем его приверженцев рационалистами – поддерживает идею, второй – пусть это будут этики – относится к ней резко отрицательно.
Рационалисты апеллируют, как ни странно, к гуманизму. Наиболее веский их аргумент – возможность своевременного оказания медицинской или иной помощи попавшим в беду людям. Особенно, настаивают они, это касается тех случаев, когда сам больной не в состоянии сообщить врачам сведения о себе и своих родственниках. Кроме того, микрочип может помочь отыскать пропавших без вести, а также заблудившихся детей.
Посмотрим на эти аргументы трезво. Что касается людей в коматозном состоянии, то с ними все ясно. Действительно, таким людям может когда-нибудь потребоваться чип, который в течение нескольких минут поможет докторам подключиться к базе данных и получить исчерпывающую информацию о пациенте, доставленном в клинику. Но вот что интересно: людей, которым требуется помощь подобного рода на несколько порядков меньше, чем тех, которым это не требуется. Более того, чип может оказаться серьезным препятствием для оказания всесторонней и безошибочной помощи пациентам, поступившим в больницу в бессознательном состоянии. Как правильно заметил глава департамента медицинских приборов FDA Дэвид Фейгель, медицинские данные, записанные на чип могут устареть и произвести эффект, обратный желаемому. Иными словами, вместо успешного исцеления человек успешно отправится в мир иной – и все потому, что чип размером с рисовое зернышко не успел отследить изменение информации об организме владельца. Даже если информация будет записываться не на чип, а в базу данных, она все равно не сможет считаться объективной и перед началом лечения человеку все равно потребуется полноценное медицинское обследование.
В чем чип действительно может помочь, так это в поиске пропавших без вести и потерявшихся людей. К этой теме мы еще вернемся, а пока поговорим о противниках введения микрочипов.
Первая группа видит в имплантанте "метку сатаны" и признак скорого конца света. Аргументом сие неоценимое наблюдение считаться, к сожалению для мистиков, не может, поскольку не имеет под собой каких бы то ни было логических обоснований, а базируется токмо на чувствах, эмоциях и "провидениях", особенно характерных для фанатиков и неофитов всех религий.
Вторая группа противников вживленного паспорта апеллирует к свободе личности в целом и считает, что подобная практика может привести к глобальной слежке и образованию тоталитарного строя. Как ни прискорбно, но надо признать, что данный аргумент не лишен основания. Если уж с помощью чипа можно будет обнаружить местонахождение пропавшего без вести, то что помешает сделать то же самое по отношению к любому другому человеку?
Только мораль – воскликнет обыватель! Только она одна будет определять характер служения высокотехнологичных разработок. Можно и потерявшегося ребенка найти. А можно и неугодного тоталитарному режиму из-под земли достать. И поэтому давайте не забывать о морали, этике и тому подобных вечных ценностях, каковые только и делают наш мир гуманным и замечательным! Давайте уцепимся за мораль и не отдадим ее никому, потому что только она и есть наша единственная настоящая ценность!
Подобного рода представители "гуманизма" от обывателей опасны прежде всего тем, что принимают к рассмотрению утопическую модель общества, в котором искушение является лишь привлекательным довеском к общему человеколюбию и миротворчеству, а вовсе не реальной силой, движущей армиями. И как бы удобна ни была та мораль, которую усвоили эти "гуманисты" с младых ногтей, в ее рамках человечеству давным-давно стало тесно. А потому чипы, имплантируемые людям, будут существовать и будут служить одновременно и "добру", и "злу" – и это нужно принять как неизбежность, как данность, не деля на "добро" и "зло" то, что приносит один-единственный маленький кусочек сплавов различных металлов. Здесь нет ничего "хорошего" и "плохого". С этим можно только жить, выкручиваясь самому. Пока что вживление чипов – дело добровольное, и каждый вправе решать, что ему важнее обеспечить – страховку или неподконтрольность. Но помнить о том, что, обеспечивая одно автоматически лишаешься другого, – необходимо. Бесплатный сыр бывает только, сами знаете где.
Единственное, о чем нельзя забывать, делая подобный выбор, - это о том, что всякое "добро" может обернуться "злом", а "зло" можно представить как самое "доброе" деяние. Тем-то и страшна старая мораль, что она догматически устанавливает, где хорошо и где плохо, где априорное добро, а где изначальное зло. Тепленькая, обывательская мораль, которая охотно примет все, даже очень "плохое"… если это "плохое" будет однозначно и бесспорно идентифицировано.
Преступления удалось предотвратить