Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Какими же ценными советами одарили нас высокие гости в этот свой приезд? Анализируя проект федерального бюджета на следующий год, эксперты МВФ сочли, что прогнозные цены на нефть в размере $21,5 за баррель, положенные в основу расчета доходной части бюджета, несколько завышены. Ориентируясь на цены нефтяных фьючерсных контрактов, эксперты Фонда полагают, что средняя цена на нефть марки URALS не превысит $21. Поэтому, по их мнению, для устойчивости бюджета целесообразно использовать более сдержанный базовый прогноз. Динамика цен на энергоносители остается одним из основных источников неопределенности при составлении любых финансовых планов. Во всяком случае, другие факторы неопределенности, учтенные в проекте российского бюджета, носят менее значимый характер и возражений не вызвали.
Эксперты МВФ подчеркнули также прямую взаимосвязь между стратегическим курсом на снижение налогового бремени и политикой сдерживания непроцентных расходов бюджета. Позитивно охарактеризовав в этой связи намерения российского кабинета, они в то же время отметили, что существенное повышение выплат бюджетникам сокращает возможности для маневрирования и в перспективе может провоцировать инфляционные тенденции. В целом же проект бюджета, явленный пред ее светлые очи, миссия МВФ оценила как вполне "реалистичный". На том и порешили.
Интерес, однако, представляют не только конкретные суждения и рекомендации МФВ относительно проекта бюджета-2003, но также данные миссией общие оценки экономической ситуации в России. Дело в том, что оценки эти довольно сильно расходятся с тем, что в последнее время мы слышим из уст отечественных экспертов. Их речи выдержаны преимущественно в хмурых тонах – вот, дескать, и темпы роста падают, и инфляцию правительство не удержит, и с инвестициями как-то не очень хорошо, и задолженность по социальным выплатам растет, и прочее, прочее, прочее. А тут вдруг приезжают какие-то фраеры из Вашингтона и говорят нечто совершенно иное, предлагая гораздо более радужный диагноз состояния российской экономики. Между тем, при всех спорах по поводу даваемых вашингтонскими ревизорами рекомендаций, "буржуазный объективизм" Фонда в том, что касается отображения текущей ситуации, еще недавно почитался у нас за образец. Что-то здесь не так: либо зеркальце это все же неровное, либо в нашем собственном глазу бревно завелось.
Самое главное: МВФ считает, что Россия вступила в стадию устойчивого экономического развития. Более того, экономические показатели страны сейчас лучше, чем прогнозировали эксперты Фонда в прошлом году. Заслугу в этом побывавшая в Москве миссия приписала прежде всего деятельности российского кабинета, "проводящего сдержанную бюджетно-налоговую политику" (было также отмечено, что сохранение подобной политики – необходимое условие достижения предусмотренных проектом бюджета-2003 показателей инфляции). Отсюда вывод: при таких-то успехах в экономике у России не должно возникнуть проблем с выплатой внешних долгов в 2003 году. В крайнем случае, можно будет на сносных условиях подзанять денег на международном финансовом рынке, выпустив евробонды, ведь кредитный рейтинг страны существенно повысился. В этих условиях МВФ не удивляет, что российское правительство не собирается разрабатывать с ним новую программу кредитного сотрудничества.
Делегацию Фонда особенно воодушевил начавшийся процесс возвращения капиталов, о чем, в частности, свидетельствует сокращение по статье "Пропуски и ошибки" платежного баланса РФ (именно за этой статьей скрывается утечка капитала). Да и сам по себе внушительный профицит платежного баланса (вследствие высоких мировых цен на нефть), позволяющий накапливать валютные резервы, не может, разумеется, не радовать. Правда, здесь не все так однозначно. Заезжие эксперты не преминули указать, что, с другой стороны, столь значительный профицит влечет рост рублевой эмиссии через валютную биржу и тем самым является источником сильного инфляционного давления на экономику. И это, мол, вызывает обеспокоенность. Тем не менее, эксперты МВФ полагают, что по итогам года российскому правительству удастся удержать инфляцию в запланированных рамках 14%. Заметим, что за исключением российских правительственных мужей, которым по чину положено быть оптимистами, только ленивый российский эксперт не утверждал обратное. В пользу своего прогноза миссионеры МВФ ссылаются на снижение к лету уровня инфляции до 16% в годовом исчислении, нынешнюю политику финансовых властей и тенденции развития денежно-кредитной системы.
Долгое время, как отмечают в МВФ, российское руководство никак не могло определиться в приоритетах своей финансовой политики: то ли это сдерживание инфляции, то ли стабильность рубля, то ли обеспечение высоких темпов экономического роста. Теперь главная цель обозначена четко – низкая инфляция. Экономический же рост будет обеспечиваться не инфляционной подпиткой спроса и девальвацией рубля, а другими мерами (во всяком случае, у миссии Фонда сложилось именно такое впечатление).
Надо сказать, что совместно с Всемирным банком МВФ осуществляет программу по оценке состояния российского финансового сектора (ее первая фаза завершилась в апреле, а окончательные итоги намечено подвести в мае следующего года). Указанная программа – одно из главных на сегодня направлений сотрудничества России с МВФ. Западные контролеры-советчики очень хотят, чтобы российская финансовая система соответствовала мировым стандартам, а главную цель при ее реформировании видят в том, чтобы исключить саму возможность повторения кризисов, подобных кризису 1998 года. В этой связи предмет особых забот – банковский сектор. Если в адрес российских властей со стороны МВФ и звучит серьезная критика, то почти исключительно по поводу медленных темпов банковской реформы. Более того, некоторые шаги здесь признаются ошибочными. Так, в задуманном слиянии Внешторгбанка и Внешэкономбанка эксперты Фонда видят усиление роли правительства, в то время как ключевым моментом в реформировании банковского сектора считают появление мощного негосударственного банка, способного составить конкуренцию и поколебать монопольное положение Сбербанка. Указывается также на отсутствие реальных подвижек в создании эффективной системы защиты банковских вкладов.
Однако вся эта критика носит, можно сказать, побочный характер. Перспективы же развития российской экономики эксперты МВФ оценивают, повторим, весьма оптимистично. В нынешнем году экономический рост составит, по их мнению, 4,5%, а если правительство будет последовательным в своих реформаторских усилиях, то и все 5%. Нам, конечно, хочется побольше – чтобы как можно скорей догнать и перегнать Португалию. Да и последовавший после кризиса 1998 года экономический бум (на дрожжах девальвации и крайне удачной внешнеэкономической конъюнктуры) почти приучил ориентироваться на более высокие показатели – к хорошему-то привыкаешь быстро. Вспомним, однако, как в 1997 году Анатолий Борисович Чубайс публично радовался искусству Госкомстата, рапортовавшего о приросте ВВП на... 0,2%. Так что не будем привередливыми. Ну а насколько зеркало МВФ кривое, выяснится уже скоро.
Ситуация может еще больше обостриться