Эти смутные объекты подражания

Масштабная экспозиция "Русский поп-арт", по мнению кураторов, должна была стать достойным ответом Уорхолу. Увы, доморощенным труженикам поп-арта до классика жанра далеко


Фото: TimeOut



Одновременно с заезжей выставкой Энди Уорхола в Государственной Третьяковской галерее открылась масштабная экспозиция "Русский поп-арт", которая, по мнению кураторов, должна стать достойным ответом заокеанской звезде. К сожалению, приходится констатировать печальный факт – дистанция, разделяющая российский и американский поп-арт, оказалась не меньше, чем пропасть между знаменитой Эллочкой-Людоедкой и Вандербильдихой.

Поп-арт возник на рубеже 50-60-х гг. в странах Европы и США и стал одним из наиболее раскрученных явлений в истории всего мирового искусства ХХ века. Имена Уорхола, Джаспера Джонса или Роберта Раушенберга известны всем, и во многом именно они олицетворяют для неискушенного зрителя понятия "современное искусство" и "современный художник". Благодаря высокопрофессиональному промоушену поп-арт и по сей день является одним из самых узнаваемых художественных направлений. Отчасти это объясняется тем, что само это искусство стало впервые за всю его историю говорить с обществом на равных – на языке обыденной вещи и рекламной упаковки, на языке комикса и журнальной картинки. Однако, несмотря на свою очевидную прямоту, неискушенность и наивность во взгляде на окружающий мир, поп-арт затрагивает такие вопросы, как взаимоотношения художника и Системы, художника и Власти, искусства и рынка. На этом основании кураторы проекта претендуют на то, что "Русский поп-арт" – "не просто большое событие историко-культурной значимости, но еще и возможность осмыслить актуальные проблемы нашей сегодняшней реальности. Другой важной задачей выставки является попытка проанализировать комплекс проблем, связанных именно с русской версией поп-арта. Ведь культура массового потребления, спровоцировавшая появление этого художественного направления на Западе, в Россию пришла совсем недавно. Поэтому было бы интересно показать, в каких формах и с помощью каких художественных стратегий поп-арт рождался, жил и изменялся в русском искусстве второй половины ХХ века".

Несмотря на вполне оптимистичные ожидания кураторов, экспозиция выставки выглядит, мягко говоря, странновато. В категорию поп-арта почему-то попали вполне абстрактные работы Михаила Рогинского, силуэты Андрея Гросицкого и другие ранние произведения шестидесятников, едва ли имевших четкое представление о деятельности американских коллег. Ведь, по меткому замечанию одного из участников проекта, "поп-арт как направление в России не существовал, так как в Советском Союзе не было его важнейших источников – абстрактного экспрессионизма и рекламы".

Другую, не менее загадочную группу, составляют работы, идеально укладывающиеся в концепцию выставки. Гигантский пакет молока Игоря Шелковского, монументальные поп-артовские полотна Виноградова и Дубосарского и некоторые другие "идеальные" произведения объединены общей датой: 2005 год! Создается впечатление, что какая-то добрая душа вовремя шепнула "своим": мол, есть маза выставиться в Третьяковке, и художникам, работающим в самых разных стилях, пришлось резко полюбить поп-арт.

К счастью, ядро выставки составляют вполне адекватные произведения. Например, работы Сергея Волохова из цикла "Мифы и легенды", созданные в 1974 г., рельефы Ростислава Лебедева конца 80-х или шикарная "Мясорубка" Александра Косолапова. Целый раздел выставки посвящен творчеству Леонида Сокова – пожалуй, единственного оригинального апологета поп-арта в России. Правда, продвигаясь в сторону соковских объектов, трудно миновать работы Авдея Тер-Оганьяна, не очень остроумно интерпретировавшего хиты "короля поп-арта".

Выбор читателей