Воскрешение в рисунке

Чекрыгину очень помогли идеи философа Федорова о всеобщем воскрешении мертвых как верховной творческой задаче человечества, которые легли в основу мечты художника о "соборе воскрешающего искусства"


ФОТО: museum.ru



Художественная жизнь послереволюционной Москвы была напряженной и многообразной. В отличие от предшествующего десятилетия искусство авангарда 1920-х поражает скорее набором отдельных имен, чем громкими названиями художественных объединений. Одно из счастливых исключений – группа "Маковец", объединившая самых прогрессивных художников и поэтов того времени. Одним из основателей объединения был Василий Чекрыгин – художник и талантливый график. 24 января 2006 года в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка графики В.Н. Чекрыгина с презентацией прекрасной монографии о его жизни и творчестве, выпущенной издательством "Русский авангард". В экспозицию вошло 80 рисунков из собраний Константина Григоришина и ГМИИ.

Идейный вдохновитель группы художников "Маковец" родился в городе Жиздра Калужской губернии, а детство провел в Киеве. Несмотря на то, что профессиональное образование Чекрыгин получил в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, он стал одним из первых иллюстраторов Маяковского, выставлялся вместе с Михаилом Ларионовым, писал манифесты и статьи об искусстве.

Проделав пешком нелегкий путь из Киева в Москву в 1910 г., он, 14-летний провинциал, смог сразу поступить в знаменитое Училище живописи, ваяния и зодчества. "Тоненький хрупкий мальчик с живыми карими глазами, – вспоминал его ближайший друг и однокурсник Лев Федорович Жегин. – Белокурые волосы, небрежно подстриженные "в скобку", скрывали высокий, чистый лоб. Первая из его работ, которую я увидел? Рисунок гипсового торса. Пораженный рисунком, совершенно не похожим на сотни старательно выполненных ученических "штудий", я знакомлюсь с юным художником.... Он был любимцем всего училища. "Чекрыжку" знают все...". Зимой 1913-1914 гг. юный художник выставил несколько своих новаторских работ на XXXV (Юбилейной) выставке МУЖВЗ. Скандал и годовое лишение стипендии вынудили Чекрыгина прекратить обучение. Покинув стены МУЖВЗ, он участвует в выставке "№ 4", организованной Михаилом Ларионовым, и путешествует по Европе. Возвратившись в Россию, попадает на фронт. Только в 1918 г. он снова смог вернуться к занятиям живописью.


Фото: museum.ru

С ранней юности Чекрыгин был тесно связан с художниками авангарда. Его друзьями по училищу были яростные футуристы: Бурлюк, Маяковский, Жегин. "С Маяковским у Чекрыгина были самые приятельские отношения, – пишет Жегин. – Он даже позволял себе небольшие дерзости, вроде того, что "тебе, Володька, дуги гнуть в Тамбовской губернии, а не картины писать". Маяковской все это прощал ему, как младшему, и нередко брал под свое покровительство".

И все же Чекрыгин недолго придерживался постулатов футуризма. Отказавшись от поиска новых форм в искусстве, он стремился к органическому синтезу классики и новаторства, к обновлению традиций религиозного искусства. Здесь ему очень помогли работы философа Н.Ф. Федорова, с которыми Чекрыгин познакомился в 1921 году. Идеи Федорова о всеобщем воскрешении мертвых как верховной творческой задаче человечества легли в основу мечты художника о "соборе воскрешающего искусства". Этой мечте подчинена главная его работа, огромный цикл рисунков "Воскрешение мертвых", созданный как совокупность эскизов для украшения воображаемого "собора"; весь род людской, восстав из мертвых, начинает "переселение в космос".

В начале 1920-х гг. творчество художника переживает расцвет. В историю отечественного искусства Василий Чекрыгин вошел благодаря душераздирающим графическим сериям, иллюстрирующим худшие моменты из жизни молодого Советского государства: "Расстрел" (1920), "Сумасшедшие" (1921), "Голод в Поволжье" (1922). "Искусство Чекрыгина замечательно, как яркая зарница, предвещающая новый рассвет, новую радость обретаемых за великим переломом художественных и жизненных ценностей", – писал о художнике критик А.В. Бакушинский.

Василий Чекрыгин трагически погиб 3 июня 1922 г. под колесами поезда между станциями Пушкино и Мамонтовка. Ему было 25 лет. Кладбище, на котором его похоронили, было полностью затоплено при создании Тишковского водохранилища.

Выбор читателей