Грузия может подвергнуться ливанизации

"Если Грузия пойдет на нас войной, то получит сокрушительный удар, - говорит полпред Южной Осетии в РФ Дмитрий Медоев. - Они получат бейрутизацию Тбилиси и ливанизацию оставшегося куска Грузии..."


ФОТО: Юрий Котенок



Эксклюзивное интервью с полномочным представителем Республики Южная Осетия в Российской Федерации Дмитрием Медоевым

"Yтро": Дмитрий Николаевич, позвольте поздравить Вас с 16-летием Республики Южная Осетия, которое отмечается сегодня.

Дмитрий Медоев: 16 лет – цифра хорошая. Это символическое совершеннолетие республики. Будем праздновать годовщину не так широко, как в прошлом году. Будет скромный, обычный, семейный праздник. Сейчас мы готовимся провести референдум, который должен подтвердить результаты референдума 1992 г. о независимости. Наша республика молодая. И мы не имеем права идти вперед, не спросив мнения молодого поколения. А предстоящий в ноябре референдум должен в очередной раз показать, что международное право находится в постоянном развитии. Состоялся референдум в Черногории, цивилизованно разошлись братья - сербы и черногорцы. Мирно разошлись Чехия и Словакия. Мы тоже хотим показать, что привержены международному праву и волеизъявлению народа как основе демократии.

"Y": В прошлом году 15-летие Южной Осетии было омрачено минометным обстрелом Цхинвала. Виновники этой вылазки установлены? Понесли ли они наказание?

Д.М.: Тогда ранено было девять человек, в том числе четырехлетняя девочка, которая получила осколочные ранения в легкие. Пострадали обычные мирные люди – женщины и дети. Мы знаем организаторов поименно. Снова хочу поблагодарить население грузинского села Никози, откуда велся минометный обстрел города. Когда начался обстрел, жители сами скрутили и выгнали стрелявших грузинских военных. Обстрел лично вел нынешний старший воинский начальник миротворческих сил от грузинской стороны Паата Бедианишвили. Тем не менее после этого нападения на женщин и детей он был назначен командиром миротворческого грузинского батальона и введен в состав Смешанной Контрольной Комиссии (СКК)! Этот цинизм говорит об их подходе к урегулированию конфликта и об отношении к процессу вообще. С момента своего назначения Бедианишвили еще ни разу не был в расположении грузинских миротворцев. Мы не пускаем его в Цхинвал. И срыв прошлого заседания СКК произошел из-за того, что грузинская сторона "воткнула" этого человека в состав своей делегации и попыталась приехать в Цхинвал. Конечно, этого типа, участвующего в геноциде осетинского народа, мы "изъяли" и сказали "до свидания". Грузинская сторона прекрасно знает, что Бедианишвили не пустят в Цхинвал, но ставит его, чтобы сорвать заседание, обвинив во всем нас. Это обычная грузинская тактика. Бог им судья.

"Y": С чем Южная Осетия подошла к 16-летию своего существования, если учесть продолжающуюся блокаду республики?

Д.М.: Последние пять лет (я остановлюсь на этом временном отрезке) можно назвать важнейшими в истории Южной Осетии. Сделан просто колоссальный скачок вперед в сфере экономики. Прошла паспортизация – все граждане стали россиянами, получив российские паспорта. Конечно, были сложности, но они сплотили нас, заставили хладнокровно продолжать свое дело, идти вперед по всем направлениям. Впереди у нас выборы. Мы уверены, что грузинская сторона будет препятствовать этому, устраивать различные провокации и нападения. Но трудности нас только закалили. У нас прекрасная армия, как и возможности для адекватного ответа.

"Y": Как в Южной Осетии оценивают результаты референдума в Приднестровье, подавляющее большинство жителей которого высказалось в пользу интеграции с Россией?

Д.М.: Можно поздравить приднестровцев с этим очень важным достижением на пути к независимости. Народ Приднестровья достоин всяческого уважения за такое единство и общий настрой. Конечно, Южная Осетия признает итоги этого референдума и поддерживает Тирасполь. Мы не сомневаемся и в итогах нашего референдума.

"Y": Многие эксперты утверждают, что в Южной Осетии вот-вот начнется война. Насколько правдоподобны такие малоутешительные прогнозы?

Д.М.: Они имеют под собой основание. К сожалению, о военном развитии событий скажу так – скорее "да", чем "нет". Но мы все же придерживаемся мирного плана, стоим на своем: альтернативы мирному развитию не существует. Грузинская сторона, особенно в последнее время, усиленно вооружается. Мы знаем о численности их Вооруженных сил, наступательных видах оружия, которые закупаются. Знаем о кассетных авиабомбах, которые способны вызвать большие человеческие жертвы. Грузинская армия оснащается западными странами. Недавние заявления о том, что НАТО ускоренными темпами возьмет Грузию к себе, настораживает. Альянс приближает к себе страну, которой фактически нет. Есть кучка людей, которая управляет армией и находится вместе с этой армией на полном содержании Запада. Но их не поддерживает народ. И в НАТО берут кучку людей, без Абхазии, без Осетии, без границ? НАТО идет наперекор всем своим принципам, в первую очередь, нерушимости границ. А в Грузии нет границ, нет ни одного договора с соседями – Арменией, Азербайджаном, Турцией, Россией. Даже с Болгарией нет соглашения о морских границах. В Тбилиси не контролируют нас, Абхазию, часть азербайджанских поселений, часть армянских поселений в Джавахетии. Тбилиси фактически не контролирует 40% своей страны. Но НАТО на это наплевать.

"Y": Министр обороны Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявил, что в случае войны Грузию может постигнуть участь карточного домика…

Д.М.: По большому счету нас не интересует, рассыплется Грузия или нет. Но если Грузия пойдет на нас войной, то получит сокрушительный удар. Это однозначно. За все 16 лет противостояния мы ни разу не переходили государственные границы Южной Осетии в Грузию. Но сейчас ситуация может измениться. Они получат у себя там бейрутизацию Тбилиси и ливанизацию оставшегося куска Грузии.

"Y": Недавно Цхинвал посетила делегация европарламентариев. Вот цитата одного из ее представителей: "Мы в шоке от того, что сегодня увидели и услышали. Шокированы тем, что народ готовится к войне… Когда мы встречаемся с людьми, то они говорят о мире, но на самом деле готовятся к войне. Это нас пугает, и мы предлагаем сесть за стол переговоров". С кем парламентарии предлагают вести переговоры?

Д.М.: В последнее время в Грузии получил развитие новый вид туризма – политический. Эти господа – обычные политические туристы, в путевки которых все включено: от "Хванчкары" до традиционных кавказских сувениров. Они создают видимость, что что-то решают. Наблюдатели ОБСЕ были шокированы тем, как осетинские крестьяне в горных селах копают окопы и блиндажи. Помните, как в советское время в каждом населенном пункте были бомбоубежища? Почему европейцы не поймут, что бомбоубежища создаются для защиты? Наши крестьяне не доверяют Грузии, потому что в 2004 г. нас обстреливали, убивали мирных граждан. И когда Грузия угрожает сейчас, люди берут в руки лопаты, чтобы спастись. И эта самооборона приводит европейцев в шок? Неужели, по их мнению, при бомбежке осетины должны выйти и пригласить агрессора в дом?

"Y": Сегодня президент Южной Осетии Эдуард Кокойты и мэр Москвы Юрий Лужков подпишут ряд документов. В каких сферах и отраслях будут сотрудничать столица России и Южная Осетия?

Д.М.: Москва для нас не просто город, это столица нашей большой страны. Осетины – южане и северяне – считают Россию своим государством. Сегодня будет подписан протокол о сотрудничестве между Москвой и Южной Осетией. До этого существовал меморандум между сторонами от 2000 г., который прекрасно работал. Теперь наше сотрудничество перешло в новую фазу. В основном речь идет об экономической составляющей, двустороннем сотрудничестве правительственных структур Москвы и Южной Осетии, бизнес-структур. Отдельным пунктом речь пойдет об инвестициях в промышленность, разработку полезных ископаемых, поставках в Москву сельскохозяйственных товаров, фруктов, соков, минеральной воды и так далее. Это и сотрудничество в социальной сфере.

"Y": Каков расклад накануне президентских выборов в Южной Осетии? Будут ли реальные конкуренты у Эдуарда Кокойты?

Д.М.: Есть указ, определивший дату выборов. По конституции республики предвыборная кампания начинается за месяц до голосования. Тогда будут и выдвижения, и выступления кандидатов. Пока еще никто не делал заявлений о выдвижении. Конкуренты у действующего президента будут. Как и в любой демократической стране, у нас есть партии и общественные организации, которые выдвинут своих кандидатов.

"Y": Грузинская блокада Южной Осетии приводит к оттоку населения из непризнанной республики. Молодежь не видит перспектив в условиях постоянной угрозы войны. Насколько уместны связанные с этим опасения?

Д.М.: Такая тенденция есть. Она связана с политикой тбилисского режима в отношении Южной Осетии. Из-за блокады отдельных населенных пунктов, жители часто не могут получить даже килограмма муки. Так местное население принуждают покидать свои дома. Это происходит в основном в юго-восточной части республики - в Ленингорском районе. Блокированные люди голодают, потому что туда не пропускают с гуманитарными грузами даже миротворцев. Это новая вариация, тбилисское ноу-хау на тему этнических чисток. Село берется в блокаду, отрезается от электричества, воды, снабжения продуктами. И люди вынуждены перебираться в другие места. Сейчас идет новая волна осетинских беженцев из Грузии. Не так давно около 20 семей обратились к президенту Южной Осетии. Правительство республики закупило для них дома и выделило земельные участки. И все-таки пока нельзя говорить о катастрофе.

"Y": Как можно оценить боеготовность и боеспособность Вооруженных сил Южной Осетии? Что сделано за последнее время для повышения военного потенциала республики?

Д.М.: Парламентом принята "Военная доктрина Республики Южная Осетия", которая носит сугубо оборонительный характер. Конечно, Министерство обороны руководствуется этим документом. Как военная структура, Минобороны сегодня находится на достаточно высоком уровне. Им руководят профессионалы. Глава военного ведомства Анатолий Баранкевич – настоящий русский офицер со всеми понятиями долга, чести, совести и профессионализма. Он пользуется настоящим авторитетом в республике. Людей учат в первую очередь выживанию и выполнению задач в крайне жестких условиях. Но нам легче переносить трудности, потому что мы защищаем Родину, находимся на своей земле. Знаете, в чем разница между нами и тифлисцами? В центре Тбилиси есть памятник, где высечены имена грузинских парней, погибших в Абхазии и Осетии. На этом памятнике высечено: "Грузинам, погибшим за территориальную целостность". Они гибнут за территориальную целостность, а мы гибнем за Родину. В этом и разница. Нас трудно победить, потому что мы готовы умереть за родную страну, а не за термин международного права, придуманный каким-то юристом.

"Y": Вице-спикер парламента Южной Осетии Юрий Дзиццойты несколько дней назад заявил: "Нас не могут принять в Российскую Федерацию. Об этом открытым текстом заявили Путин, Камынин, Косачев. Кроме того, парламент России, отказавшись от вопроса о рассмотрении внесения изменений в закон РФ о приеме новых субъектов в состав, дал ясно понять, что на законном основании сделать этого нельзя". У Южной Осетии остается только путь независимости?

Д.М.: Юрий Дзиццойты – известный политик в Южной Осетии. Но, к сожалению, он не всегда верно интерпретирует те или иные события и высказывания. Если глубоко и серьезно проанализировать высказывания тех политиков России, на которые ссылается господин Дзиццойты, то можно получить совершенно иную картину. Речь идет о независимости. Это не означает, что у осетинского народа нет стремления к восстановлению единства Осетий. Но независимость как раз приблизит единение осетинского народа. Осетины, как нация, получат свою государственность и выйдут на совершенно иной уровень национального развития. Это позволяет нашей стране и нашему народу сделать выбор в пользу единства нации.

"Y": Спасибо за беседу.

Выбор читателей