Трагедия в московском метро – кто виноват и что делать

Залогом снижения аварийности в метро может и должен стать контроль за состоянием его сооружений и подвижного состава, то есть поездов. В особенности тех, которые были созданы десятилетия назад


© ИТАР-ТАСС/ МЧС по Москве



Вторник 15 июля стал поистине черным для жителей российской столицы. В утренний час-пик на перегоне между станциями “Славянский бульвар” и “Парк Победы” переполненный состав сошел с рельс. Последствия аварии выглядят ужасающе: число погибших увеличилось до 22 и нет ни каких гарантий, что оно не вырастет еще больше. Количество раненных превышает 160 человек, причем больше четверти из них получили самые серьезные травмы и находятся в реанимации.

В то же время, сегодня, по прошествии суток, можно хотя бы ориентировочно обобщить имеющуюся информацию и попытаться найти предварительные ответы на основополагающие вопросы: что это было, кто в этом виноват, и конечно – что делать.

На сегодняшний день в качестве базовых рассматриваются две версии возникновения аварии. Так, по словам руководителя пресс-службы Главного управления МЧС Москвы Виктора Бирюкова, причиной катастрофы могло стать резкое понижение напряжения. Это могло привести к экстренному торможению поезда и срабатыванию аварийных тормозных систем.

В пользу этого может говорить и сохраняющаяся в Москве аномальная жара, являющаяся одной из главных причин сбоев и аварий на электросетях. Правда, столичные энергетики поспешили отвергнуть данную версию. Представители МОЭСК дали понять, что во вторник никаких перепадов с подачей электроэнергии, тем более в месте аварии, не было. Непричастность энергетиков подтвердил и Официальный представитель Следственного комитета (СК) Владимир Маркин. По его словам, следователи СК опросили сотрудников МОЭСК, и при этом версия о резком падении напряжения на контактном рельсе на злополучном перегоне не подтвердилась. Хотя, и окончательно говорить о полной непричастности к событию энергетиков пока рано.

Согласно другой версии, причиной аварии могла стать неисправная стрелка. Из-за неполного ее закрытия, движущийся на большой скорости поезд мог подпрыгнуть, соскочив с рельс. Далее, не удерживаемые ни чем головные вагоны могли зацепиться за стены туннеля, развернуться и быть расплющенными движущейся за ними остальной частью поезда. В пользу этого говорит характер разрушений головных вагонов, хорошо прослеживающийся на фото и видео места катастрофы.

Так же, причиной схода поезда с рельс могло послужить и наезд колесами на иное препятствие, или проседание грунта, вызвавшее смещение дорожного полотна.

Что касается второго вопроса – кто виноват, то окончательный ответ на него даст следствие. Как правило, подобные расследования длятся несколько месяцев или даже лет.

Впрочем, уже сейчас можно сказать, что ответит за происшествие явно не один лишь только "стрелочник". Как дал понять вчера мэр Москвы Сергей Собянин, к ответственности будут привлечены все, включая чиновников. При этом, ответственность будет не только административной, но и уголовной.

По некоторым данным, в правительстве Москвы обсуждается отставка начальника Московского метрополитена Ивана Беседина.

Кстати, в свете вчерашней истории необходимо отдать должное мэру Москвы Сергею Собянину и другим представителям столичного руководства. Они, проявив максимум хладнокровия и выдержки, смогли в кратчайшее время организовать масштабную операцию по спасенью пострадавших и обеспечить бесперебойное функционирование транспортной системы города.

Самым сложным кажется последний вопрос – что делать? Прямой ответ на него вряд ли существует. Дело в том, что во всем мире метрополитен – это крайне сложная инженерная система, склонная к сбоям. Серьезные аварии случались в метро Лондона, Вашингтона и других крупных городов мира.

“У нас в Лондоне тоже были аварии в метро, - говорит лондонский эксперт по урбанистическому транспорту из Rail Gazzette Крис Джексон. - Более 10 лет назад: одна - из-за дефекта путей, другая из-за выпадения на пути деталей поезда. К счастью, жертв не было. Но надо понимать: чем старше метро, тем, увы, неизбежнее аварии. У нас оно старейшее, у вас тоже довольно старое. И это система, где все учатся друг у друга. И тем, кто строят новое метро, повезло больше, так как они учатся уже на ошибках предшественников”.

Здесь английский специалист указывает на едва ли не самое главное обстоятельство, лежащее в основе аварийности в метро в мире. Действительно, большинство метрополитенов в различных странах создавались достаточно давно, без расчета на современные нагрузки. Перестраивать старые линии с учетом новых требований готовы и имеют возможность далеко не все.

Из этого следует, что залогом снижения аварийности в метро может и должен стать контроль за состоянием его сооружений. В особенности тех, которые были созданы десятилетия назад.


Выбор читателей