Эрдоган назначил Аллаха крайним

Вместо "второсортных европейцев" турки предпочтут оставаться первосортными мусульманами, и на этом турецкий лидер сыграет в ходе предстоящего референдума и после него, превратив данную идею в "нацпроект", считают эксперты

Турецкий лидер Реджеп Эрдоган обнаружил причину, по которой его страну более полувека не принимают в ЕС. Как выяснилось, всему виной религиозный фактор. Накануне, выступая на митинге в Бурсе, он заявил, что Евросоюз не хочет видеть в своем составе Турцию только потому, что 99% населения республики - мусульмане. О том же Эрдоган заявил с трибуны в Анкаре. "Вы знаете, почему Турция не может вступить в ЕС уже 54 года? Причина совершенно понятна: ЕС - это христианский союз", - говорил он.

Реджеп Эрдоган. Фото: Global Look

Риторика турецкого лидера становится все более жесткой. "Нам больше не нужны их критерии, у нас есть свои - критерии Анкары. Нашей демократии нам хватит. Мы нашу демократию строим не так, как хотят они, а как хотят наши граждане. Теперь ЕС - это больной человек", - заявляет Эрдоган.

После недавнего дипломатического скандала, разразившегося между Акарой и Европой из-за запрета выступлений турецких политиков в ряде европейских стран, турецкий лидер заявил о возможности проведения еще одного референдума, на который он предлагает вынести вопрос о целесообразности дальнейших попыток вступления страны в ЕС. Предстоящий же 16 апреля референдум по пакету изменений в Конституцию страны президент назвал днем, когда "будет дан ответ на позицию ЕС". По словам Эрдогана, благодаря изменениям в Конституцию, предполагающим переход на президентскую форму правления, развитие Турции назло врагам страны ускорится.

В последние месяцы после попытки госпереворота Турция активно выбивается в лидеры мусульманского мира, и в этом контексте унизительная роль "просителя членства в ЕС" Эрдогану не подходит. К тому же, понимая, что в обозримой перспективе политическая интеграция Турции и Европы невозможна, турецкий президент, по мнению российских экспертов, очень грамотно и своевременно использует сложившийся контекст в личных политических интересах. Но действительно ли нежелание европейцев видеть в своих рядах Турцию объясняется исключительно исламским фактором?

Руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций", арабист, политолог Алексей Малашенко считает, что на позицию ЕС влияет комплекс причин. При этом эксперт согласен с тем, что 16 апреля будут расставлены все точки над i. Итоги референдума, по прогнозам аналитика, скорее, сложатся в пользу президента, хотя и (что наиболее вероятно) не обойдется без использования административного ресурса. Но, с учетом негативного отношения к Эрдогану со стороны европейцев, после референдума турецкий лидер сделает акцент не на вступление страны в ЕС, куда ее не пускают, а на "самостийность" Турции как мусульманской ближневосточной державы.

"Думаю, он произнесет хорошую сильную речь о том, что Турция сделала национальный и цивилизационный выбор, чтобы и дальше не сидеть на двух стульях, чтобы не быть второразрядным государством в Европе. Сейчас идет подготовка. Последние десятилетия турки действительно мечтали быть в Европе, стать полноценным участником европейского сообщества, но даже в 1960-е и 1970-е годы Европа чисто психологически противилась этому. И здесь Турции требуется какая-то идейная подоплека: "Почему нас не берут? Потому что мы турки, но главное - мы мусульмане, нас боятся как части великой исламской цивилизации"", - заявил аналитик "Утру".

Эрдоган хоть и умеренный, но исламист, однако отторгает его Европа не только по этой причине. "Предыдущий папа римский сказал ключевую фразу: "Если мы пустим Турцию в Европу, зачем в 17-м веке мы защищали Вену от турок?" Если Турция станет членом ЕС, количество мусульман, находящихся на европейском континенте, автоматически превысит 100 миллионов человек, вторая по численности европейская страна будет мусульманской", - отмечает Малашенко. Если добавить, что вступление в ЕС дало бы очень сильный толчок развитию турецкой экономики, это привело бы к серьезным изменениям в культурном и религиозном масштабе Европы. И в этом смысле Турция - совсем не Албания, которую в ЕС не воспринимают всерьез и которая не сильно портит своим присутствием общеевропейскую картину.

В случае же с Турцией причина не только в исламе, как в чисто политтехнологических целях утверждает Эрдоган, но и в отношении европейцев к Турции как к таковой, безотносительно конфессионального фактора. Это совокупность причин, поясняет эксперт. "Это и Турция, и ислам, и иные ценности, иная культура, амбиции, яркий президент. А если в Турции произойдет исламская революция, но при этом она будет членом Европы? И что дальше? Поэтому Эрдоган очень правильно и логично отыгрывает мусульманскую карту и в итоге всех надует", - отмечает собеседник "Утра".

Другой вопрос, означает ли нынешняя позиция ЕС в отношении Турции, что и прочим мусульманским странам в дальнейшем рассчитывать не на что, никого из них в Евросоюзе не ждут? По мнению Алексея Малашенко, если бы европейцы могли, они бы заблокировали поползновения всех исламских стран в ЕС. Но особых желающих, кроме Турции, пока не наблюдается, а Турция с этого пути, судя по всему, намерена сворачивать.

Выбор читателей