Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Жизнь на вечернем отделении особенная, отличающаяся от нормальных студенческих будней. Пустые коридоры, темные квадраты окон, за которыми давно сумерки. Кафедры большей частью закрыты, преподаватели едут к родным пить свой ежевечерний чай. О настоящей жизни университета мы, вечерники, догадываемся только по некоторым оставшимся в пределе видимости кусочкам. Висят объявления о семинарах, где-то приглашают на диалектологическую практику, за углом обещают студентам скидки на путешествия автостопом, на крыльях перелетных журавлей или просто автобусами. Зовут кого-то на музыкальные вечера, литературные беседы, встречи с профессорами.
Все это недоступно для работающих вечерников. Как, впрочем, и вполне законные (проходящие по учебному плану для вечернего отделения) лекции и семинары. При поступлении нам обещали, что учеба будет проходить четыре дня в неделю с 18:30. Но после первого курса было объявлено: вы получаете меньше знаний, чем положено для главного университета страны, а потому количество часов увеличивается. Три пары пять дней в неделю. Первая пара начинается в 16:55.
Скажите, какой уважающий себя руководитель отпустит своего подчиненного с работы в четыре дня? Просить об этом – автоматически поставить себя под угрозу уменьшения зарплаты, а то и потери рабочего места. Даже если работник в грезах видит себя преподавателем кафедры русского языка при университете, пойти на такие жертвы оказываются в состоянии далеко не все. Собственно, те, кто может позволить себе не работать, идут на дневное отделение. А идея "вечерки" все-таки заключается в том, чтобы дать работающим людям возможность тоже получать высшее образование.
Между прочим, за право работать студенты-вечерники теряют практически все студенческие льготы. В частности, право на общежитие. Даже на платные места. Приведу историю из собственной жизни. Однажды моей зарплаты не хватило, чтобы заплатить за квартиру – в Москве жилье стоит недешево. Обратившись в трудную минуту в управление по делам общежитий МГУ, я услышала: "А Вас разве не предупреждали, что общежитие предоставлено не будет?" Я, право, растерялась. Мне при поступлении говорили, что общежитие будет платным. Но что его не будет вовсе...
Вспоминаю еще одно замечание – уже на кафедре мне в свое время сказали: "А как Вы вообще попали сюда? На вечернее отделение зачисляют только с московской пропиской". Такая новость, признаться, была откровением, про эту деталь мне тоже до вступительных экзаменов никто не сказал. Пришлось заткнуть рот и тихой мышкой выскользнуть вон, пока не выгнали.
Однажды меня вызвали на кафедру вечернего отделения. "Если не будут проставлены все подписи в зачетку, к сессии Вы не допущены". "Помилуйте", - взмолилась я надрывно и жалостно. Кажется, перед таким моим лицом, передающим всю безысходность положения, не устоит ни один сухой университетский "червяк". "Когда я прихожу в университет, преподаватели уже уходят! И потом, у меня же все проставлено в ведомости, посмотрите!" Завкафедрой неумолима. Она суше сухих университетских "червяков". "Даже глаза поднимать на Вашу ведомость не буду! Проставьте в зачетку и приходите, а пока не допущены к сессии". И еще: "Выбирайте – либо работать, либо учиться. Что Вам важнее?" Что бы вы ответили? У меня пропал дар речи. Пришлось уходить ни с чем. Я никто, я хуже раздавленной лягушки, но быть в университете раньше 18:30 я не могу.
Однако душу скребет обида - мы же вечерники! Нам полагается работать, нам полагается учиться только после шести вечера. Причина появления пятичасовых лекций - некое постановление, спущенное сверху: следует добавить часы вечернему отделению, потому что МГУ должен поддерживать статус, и существует норма читаемых курсов, которую следует уложить в нашу новую программу.
Не спорю, увеличение объема читаемых курсов необходимо для поддержания должного уровня образования. Но стоило ли добавлять пары, начинающиеся в пять вечера? Так вечерников лишили возможности посещать треть занятий. Думаю, что немногие шли на вечернее ради халявы, ради послаблений в учебном плане. Зато очень многие - по необходимости учиться только после шести.
Отмечу, что увеличение нагрузки прошло как-то нерационально. Три пары в неделю, но зато остается свободной суббота (единственный полноценный свободный день для тех, кто работает). Между тем, если бы деканат поставил нам четыре пары на субботу, отпала бы вся необходимость в пятичасовых парах. Считаете, четыре пары в субботу - много? А три пары подряд по вечерам четыре дня в неделю, да еще после рабочего дня - нормально?
Кроме обеспечения жильем, "отлова" преподавателей и мелочей расписания лекций, существуют и иные проблемы вечерников. С точки зрения профессионального образования – куда более серьезные. Наша профессия - работа со словом, с книгами. Доступ в библиотеки необходим почти как воздух. Но получить на руки нужные книги оказывается непросто. Библиотека МГУ закрывается в 18:00, читальный зал - в 19:00 (а выдача книг прекращается в шесть). Теперь подумайте и ответьте: как часто работающий "вечерник" имеет возможность покорпеть над учебниками? Для уточнения замечу, что в выходные библиотека закрыта, а читальный зал открыт только в субботу и ограниченное время.
Решением стало бы закрытие библиотеки всего на 1 (один!) час позже и доступ к книгам в воскресенье (хотя бы на несколько часов). Об этом можно молить как о снисхождении. Но даже мысль о соответствии МГУ какому-то учебному статусу не подтолкнет руководство университета сделать студентам такой подарок.
Когда-то, в более счастливом прошлом, допоздна и в воскресенье работала Российская государственная библиотека (РГБ), в просторечии – "Ленинка". Ерунда, что там приходится отстаивать неимоверные очереди; ерунда, что надо заведомо отказаться от лекций в день ее посещения. Но она работала до 21:00, и если книги были заранее заказаны и повезло с очередью, мы имели около 2,5 часов нормальных филологических штудий. К сожалению, это в прошлом. Книгохранилище РГБ закрыто.
Заметьте, если искать преподавателя для проставления подписи, не успеваешь на лекции. Если идешь "ловить" книжки в последней очереди в библиотеку – пропускаешь заседание кафедры. И так далее. Если занимаешься одним, страдает другое. В любом случае, нормальный рабочий график мешает успешному решению любой университетской проблемы.
Так что вылечу я из университета, в итоге. Пойду, пожалуй, в дворники в лучших традициях русской интеллигенции. По крайней мере, останется время на мою многострадальную работу по истории древнерусских суффиксов. Буду таскать из библиотеки книги через знакомых студентов дневных отделений... Зачем мне, в самом деле, моя нынешняя работа, если не будет университета? Я же деньги зарабатываю, по большому счету, чтобы снимать квартиру и кормить-одевать себя до защиты диплома. Вот дали бы вечерникам общежитие... Но это уже совершенно другая тема для размышлений.
В Европе чувствуется усталость от конфликта