Кайф с сачками – не для русской души

У нас приживаются лишь те виды спорта, которые не требуют никаких условий: воткнул две палки в землю – вот тебе и футбольные ворота, увидел перекладину для сушки белья – можно играть в волейбол...

Тридцать лет назад, после первого матча знаменитой хоккейной суперсерии, пораженный игрой наших хоккеистов знаменитый Фил Эспозито только и мог вымолвить: "Эти русские необыкновенно талантливы. Если им объяснить правила американского футбола, то через полгода они станут чемпионами мира". Возможно, Эспозито и прав, однако американский футбол, бейсбол и прочие чуждые для нас виды спорта так и не стали для россиян своими. Традиции не хватает, школы, сноровки? Едва ли причина в этом. Просто ни бейсбол, ни заокеанский футбол россиянам неинтересны. Нам бы разобраться с традиционными для нас футболом, хоккеем или волейболом. Зачем нам бейсбол? Бейсбол нам не нужен. Однако лет 10-12 назад, на волне общего преклонения перед бывшим могучим противником из-за океана, казалось, что шансы для развития новых для нас видов спорта все-таки имеются.

Из того времени запомнился мне один урок физкультуры. Пришел на него спортивного вида дядечка, представившийся тренером команды МГУ по бейсболу. Рассказал, что в московских школах производится отбор среди потенциальных игроков в университетскую команду по бейсболу. Желающим заниматься этим видом спорта пообещал весьма соблазнительную приманку в виде зачисления в главный вуз страны. Затем нам были розданы бейсбольные ловушки и тяжеленькие мячики – это для того, чтобы мы прониклись прелестью заморского увлечения. Мячи, словно намагниченные, с аппетитным "шмяком" ложились в ловушку... Мы тут же попросили "засланца" в качестве следующего этапа развращения выдать биты. "Придете на тренировку, будут вам и биты", – прозвучало в ответ. На том бейсбол для нас и закончился.

Через несколько лет мне довелось пожить некоторое время в США, где продолжилось мое знакомство с одной из любимых американских забав. Всякий раз, натыкаясь на каком-либо из спортивных каналов на бейсбол, я издавал неслышный миру стон. Скучнее игры видеть мне не приходилось: с десяток далеко не самого спортивного вида мужчин ходили по площадке и без признаков большого азарта швыряли друг другу мячи, которые при помощи биты пытался перехватить еще один меланхолик. В одном случае из десяти ему это удавалось, и тогда, видимо, наступала кульминация: в сторону летели биты и перчатки, и игроки, ускоряясь с видимым усилием, пытались перебежать из одного сектора площадки в другой. Не знаю, это ли игровое действие называлось "хоум-раном", но интервью с бейсболистом, совершившим рекорд в 78 таких "перебежек" за сезон, соперничали по популярности с телепризнаниями Билла Клинтона, который примерно в эти же дни каялся в романе с небезызвестной вашингтонской практиканткой.

Причину популярности бейсбола (а он считается в Америке видом спорта "номер 3") я понять так и не смог. Более того, многие американцы, которых я спрашивал об их отношении к этому виду спорта, также признавались, что от вида мужчин с битами и ловушками их воротит, однако же посмотреть на это тоскливое зрелище в США приходит по 70-80 тысяч зрителей.

Вот американский футбол – совсем другое дело. Признаюсь, что ни одного матча с первой до последней минуты досмотреть я так и не смог... и все-таки есть в американском футболе какая-то притягательность даже для зрителя, не знакомого с его правилами. Эмоциональный заряд, с которым местные футболисты действуют на поле, подкупает даже людей, равнодушных к спорту. Для "янки" же матч футбольных команд – зрелище номер один. В провинциальном городке, где я жил, было 36 тысяч жителей, но стадион, рассчитанный на 97 (!!!) тысяч зрителей в дни матчей местной команды был забит битком. Подчеркну, команда эта была не профессиональной, а университетской. Люди приезжали со всего штата; студенты, промышлявшие "скальперством" (спекуляцией билетами), после игровых дней могли чувствовать себя этакими "пенсильванскими крезами". У нас американский футбол тоже одно время пытались развивать: по телевидению и на страницах газет частенько упоминались какие-то "Русские медведи", но в последние годы слышать о них что-то не приходилось. Не до медведей сейчас, какими бы русскими они ни были – у нас вон сборная по "нормальному" футболу через раз на чемпионат мира попадает.

Ещё один модный вид спорта, не прижившийся на российской почве, это гольф. Пятнадцать с лишним лет прошло с момента открытия первого гольф-клуба в Нахабино, а фанатов и популяризаторов этого вида спорта у нас как-то не видно. То есть, может быть, они и есть, но мне не попадаются. Не в тех компаниях я тусуюсь, что ли? В спортивных магазинах, правда, клюшки для гольфа лежат, и вроде бы их даже покупают. Подозреваю, что некоторые граждане России все ж таки увлеклись буржуйской затеей, но играть в гольф они предпочитают где-нибудь подальше от родных равнин и пашен...

Кстати, мой товарищ, одно время претендовавший на получение престижной работы в инофирме, во всех своих резюме в числе увлечений неизменно указывал гольф. Такой вот карьеристский вид спорта.

Да что гольф... Есть же еще кёрлинг! Говорят, в Москве этот вид спорта быстро набирает популярность, но, неоднократно наблюдая за играющими в него, я так и не понял до конца, в чем его привлекательность. Ну кидают они этот "утюг", ну натирает перед ним лед своими "свиперами", ну попадает "утюг" в сектор... Кайф-то, объясните мне, в чем?

Ладно. Кёрлинг нам тоже уже известен, но вот игроков в лакросс я в России что-то пока не встречал. Не знаете, что такое "лакросс"? А между тем, это одна из наиболее популярных игр в американских вузах. Вкратце, смысл игры таков. Две команды играют на обычной хоккейной коробке, только безо льда. Вооружены они специальными сачками, посредством коих довольно ловко швыряют друг другу маленький мячик размером с теннисный, пасуя его из сачка в сачок. Цель игры – забить гол вратарю соперника, который защищает ворота размером примерно с гандбольные. Режутся америкосы в лакросс весело, озорно, с азартным молодеческим гиканьем. Представляю, как бы на них у нас посмотрели, выйди они на коробку с сачками.

Не знаю, пытался ли кто-либо культивировать лакросс в России, но, очевидно, такая попытка была бы обречена на неудачу. Все эти бейсболы, софтболы и лакроссы требуют специальной амуниции, дорогостоящих снарядов... Так уж получилось, что в России приживаются лишь те виды спорта, которые не требуют никаких условий: воткнул две палки в землю – вот тебе и футбольные ворота, увидел перекладину для сушки белья – можно играть в волейбол, вышел на замерзший водоем с клюшкой (пускай и без коньков) – примут тебя играть в хоккей. Нет, никогда Россия не станет чемпионом мира по бейсболу. Может, оно и к лучшему.

Выбор читателей