Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
"Y": Руслан Олегович, чего малому бизнесу можно ожидать от правительства области в ближайшее время?
Руслан Вишневский: Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства Московской области – исполнительный орган, который занимается осуществлением государственной политики. Слава Богу, сейчас федеральные власти ищут пути к облегчению жизни малым предприятиям. И мы стараемся делать все, что нужно для создания условий предпринимательской деятельности.
К сожалению, из нашей компетенции убрали вопросы, касающиеся налогообложения. Раньше субъекты федерации имели право в части налогов, которые зачисляются в бюджет субъекта, устанавливать собственные льготы. Этим можно было эффективно стимулировать определенные отрасли. Теперь, после введения в действие нового Налогового кодекса, эти права отнесены в ведение федерации, а на долю субъектов практически ничего не осталось. И это большой минус.
Я считаю, что налоговый пресс сегодня еще велик, хотя наметилась серьезная тенденция к его снижению. Был снижен налог на прибыль, подоходный налог, в дальнейшем общий налоговый уровень еще больше понизится. То есть федеральный центр проводит правильную политику, хотелось бы только, чтобы этот процесс шел побыстрее.
Впрочем, самые болезненные темы, о которых приходится беседовать с предпринимателями, – не налогообложение, а взаимоотношения с контролирующими органами. И область в этом отношении опередила федеральные власти, которые только в прошлом году приняли закон о проведении государственного контроля. У нас к этому времени уже существовало постановление губернатора, в котором определен целый ряд мер по упорядочиванию многочисленных проверок. В частности, три-четыре года функционируют так называемые "журналы проверок".
"Y": У каждого предпринимателя есть такой журнал?
Р.В.: Мы не можем ввести его в обязательном порядке, но если предприниматель желает – пожалуйста. Они довольно популярны. И если до принятия закона инспектор мог заявить, что, мол, я никакого журнала не знаю, то теперь по области разосланы соответствующие циркуляры, а к каждому журналу приложена инструкция с подписями и печатями контролирующих ведомств и Комитета по малому бизнесу. Мы согласовали со всеми контролирующими ведомствами порядок проведения проверок. Те выпустили свои нормативные акты. Инспектора можно ткнуть носом в бумажку, которую он знать обязан.
"Y": И на основании записей в журнал предприятие может пожаловаться на инспектора?
Р.В.: Оно просто обязано это сделать. Журнал позиционирован как официальный документ. Он регистрируется в администрации муниципального образования. В записях указывается, кто пришел, когда, на основании чего занимался проверкой, что проверял, какие замечания были высказаны. И эти данные являются основанием для проведения контроля, по ним можно, например, поймать за руку недобросовестных налоговиков. В случае нарушений мы имеем основание для того, чтобы обращаться с жалобами. Если же нарушений нет, а просто идет травля предпринимателя, будем разбираться, на основании чего это делается.
"Y": Часто предприниматели не могут найти нужного чиновника, чтобы высказать ему свои проблемы. Как вы решаете эту проблему?
Р.В.: Мы постоянно приглашаем чиновников на совещания с предпринимателями. Раньше пробовали собирать большое собрание, человек на 300, приглашали областное руководство. Но там больше было крику, чем дела. Поэтому с этого года мы нашли иную схему – конференции по отраслевым проблемам. За 2002 год у нас прошло 8 совещаний, касающихся частных вопросов по конкретным отраслям. Эффективность, соответственно, намного больше. И, между прочим, чиновники открывают для себя на таких встречах много нового.
"Y": Вы собираетесь еще проводить такие конференции?
Р.В.: Обязательно. С 2003 года начинает действие новая программа, где указаны мероприятия, намеченные на год или два. Сейчас она находится в разработке. Программа доступна всем, такой же документ прошлого года мы раздавали, публиковали. В марте запланировано проведение очередной Всероссийской конференции по проблемам малого предпринимательства, и мы тоже свои мероприятия под это дело ориентируем.
"Y": А каковы результаты обсуждений на таких собраниях?
Р.В.: Результат – ситуация с малым бизнесом движется вперед. Решаются постепенно общие вопросы, связанные с налогообложением, с доступом к финансовым ресурсам.
На территории МО зарегистрировано около 46 тыс. малых предприятий. И еще 161 тыс. ПБОЮЛ. Все их частные проблемы мы не решим. У нас другая задача – обеспечить условия для нормального функционирования бизнеса. Есть такое западное понятие – business environment, "деловое окружение, деловая среда". Она состоит из многих факторов, в т.ч. законодательного, финансового.
"Y": Можно ли говорить, что за последние два года что-то сдвинулось с места?
Р.В.: Голые цифры: общее количество малых предприятий выросло на 24%: было 35-37 тыс., сейчас 46 тыс. объектов. В два раза выросли налоговые поступления от малого бизнеса в областной бюджет, сейчас они составляют 19%, плюс в муниципальные бюджеты – 27%, то есть всего около 24% дают предприниматели. Очень высокий показатель, лучший в РФ. Около 3 млрд. привлечено инвестиций в малое предпринимательство в целом – это помимо тех денег, которые платит бюджет. Объемы производства от субъектов малого предпринимательства на конец 2002 года ожидаются в размере примерно 76 млрд. руб. (21-22% от общего объема).
Госсовет России, кстати, отметил, что в стране всего три субъекта федерации, где положительно развивается малое предпринимательство: Москва, Московская область и Нижний Новгород. Два года назад мы были на 54-м месте среди регионов РФ. Теперь МО в первую десятку точно попадает.
"Y": Вы говорите о создании условий для бизнеса. Что имеется в виду?
Р.В.: Мы сделали упор на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Кроме непосредственно комитета, существуют специальные структуры в муниципальных образованиях. Где-то это отделы, где-то просто выделен человек, которому вменено в обязанность заниматься делами малого бизнеса. Мы проводим семинары для чиновников, на которых объясняем им, как и что нужно делать. Для предпринимателей у нас тоже есть обучающие программы, но образование чиновников – как правильно строить работу, как 20 тысячам предпринимателей не мешать, а помогать, – не менее важно.
Мы также привлекаем международные средства. Например, пригласили инструкторов из Австрии, они читают у нас цикл лекций для предпринимателей; те по окончании получат дипломы, поедут на стажировку в Австрию. Все это мы сделали с минимумом затрат, за счет австрийской стороны.
"Y": Какова тематика этих семинаров?
Р.В.: Как организовывать бизнес, как взаимодействовать с международными организациями, откуда можно получать средства.
"Y": Есть какая-то постоянная договоренность с Австрией?
Р.В.: Существует российско-австрийская комиссия по сотрудничеству, там есть отдел, занимающийся проблемами малого бизнеса. Организация этих семинаров – результат работы нашей подгруппы по малому предпринимательству в рамках этой межправительственной комиссии.
"Y": А как отбирали предпринимателей на эту программу?
Р.В.: Работала та самая инфраструктура, о которой я уже говорил. Она состоит на сегодняшний момент из следующих частей. Есть областной комитет по поддержке малого предпринимательства. Есть областной фонд по поддержке малого предпринимательства. Есть целый ряд областных структур, таких, как "Инновационный центр". Есть у нас центр поддержки предпринимательства – отдельная структура. Есть целый ряд общественных организаций – ОПОРА, АКОРТ, РАТЭК, их областные отделения. Есть Торгово-промышленная палата Московской области.
"Y": Кто из них непосредственно занимается информационной поддержкой предпринимателей?
Р.В.: Сейчас приступил к работе "Центр поддержки малого предпринимательства", они будут заниматься сервисным, информационным обслуживанием бизнеса – консультировать по налогам, по бухучету и т.д. В их же задачи входит оповещение предпринимателей обо всех новостях. В том числе о проводимых мероприятиях и новых нормативных актах.
Уже подходит к концу работа по созданию так называемой сети информационного обмена для малого предпринимательства. Это целый блок, включающий и Интернет, и местные СМИ, и многое другое. Мы использовали для этого уникальную технологию – одно из предприятий в области, бывшие военные, создали технологию передачи данных в Интернет по прямому радиоканалу.
Система рассчитана специально на малый бизнес: ставится небольшой модуль в системный блок и небольшая "тарелка" на крышу. Предприниматель приходит к представителю этой коммерческой фирмы (все эти услуги, я считаю, должны быть коммерциализированы), покупает техсредства и получает возможность связи с нашими структурами. Оборудование не так дорого стоит.
Мы, со своей стороны, организовали эту систему, нашли фирму, помогли ей развернуться и теперь имеем такой вот областной "узел связи". Бизнесмен может связаться напрямую с центром поддержки предпринимательства, инновационным центром, посмотреть, какие новые документы вышли, какие интересные проекты есть, получить консультацию. Уже подготовили базу – будет что-то вроде электронной биржи для предпринимателей, где они могут обмениваться информацией о предложениях и поставках товаров, о том, где можно получить какие-то заказы. С точки зрения технической основы (оптоволоконные линии, местные кабели, аппаратура) мы уже охватили три четверти области. В тестовом режиме мы эту систему запускаем в первом квартале этого года, а к лету, я надеюсь, она уже заработает нормально.
"Y": Это интерактивная система? С тем же Комитетом по поддержке малого предпринимательства можно связаться и получить ответы на свои вопросы, пожаловаться?
Р.В.: Конечно, в ту и в другую сторону будет работать.
"Y": Чувствуют ли предприниматели вашу работу? Или они пока остаются в стороне?
Р.В.: Ни в коем случае не в стороне. Большую роль здесь играют общественные организации. Месяца два назад была создана Ассамблея делового Подмосковья – в виде постоянно действующего совещания. В нее вошли все существующие на территории области союзы и объединения предпринимателей. Два-три раза в год они будут собираться на форумы, а в свободное от совещаний время будет работать совет Ассамблеи, куда входят представители многих общественных организаций области.
Нигде в Российской Федерации нет такого праздника – День предпринимателя, а мы ввели. Он проходит в последнее воскресенье мая. В 2002 году мы впервые отмечали День предпринимателя, причем сделали так, что этот праздник прошел по всей территории Московской области.
"Y": Получается, что вы дали стимул развитию предпринимательства.
Р.В.: Я думаю, один из важнейших стимулов. По большому счету, бизнесу только не надо мешать, дальше он сам все сделает. А вот в чем надо действительно помогать, так это в создании имиджа. Заасфальтировал человек дорогу – поставьте плакат с указанием его фамилии, чтобы все знали: они не кровопийцы-капиталисты, а добро для общества делают.
Результат дает о себе знать. По России доля малого бизнеса – 10-12%. У нас в общем – 19%, а по отдельным районам доходит до 43%. В среднем, наши показатели одни из самых высоких в РФ.
"Y": Как Вы оцениваете соотношение теневого бизнеса и официально зарегистрированных предпринимателей по области?
Р.В.: Конечно, теневой сектор есть, и он очень большой. Работать "вбелую", платить налоги предприниматели пойдут лишь в одном случае – когда это будет экономически целесообразно. Воровать неприятно, страшно, всем хочется спать спокойно. Но когда экономическая целесообразность переходит определенную границу, лучше уж бояться.
До недавнего времени общий уровень налогов на компанию, которая занималась производственной деятельностью, составлял порядка 90%. Кто же будет такие деньги платить официально. Для сравнения: самые высокие налоги в Германии (в послевоенное время, в разруху) – 35-40%. Они до сих пор вспоминают то время с содроганием. У нас же только один налог на прибыль составлял недавно 37%, потом – 35%, сейчас – 24%. Вопросы есть?
Сегодня реформа налогообложения для малого предпринимательства выливается в этакую клоунаду: вместо того чтобы снижать и уменьшать, после всех ведомственных предложений получается едва ли не наоборот. Самое реакционное ведомство – Минфин. Там сидят математики, а не экономисты. Они говорят: вот снижаем ставку на столько-то – в следующем году собираем на столько же меньше. И объяснять им, что сборов будет больше за счет того, что народ пойдет платить налоги, бесполезно.
"Y": Как Вы оцениваете налог с продаж? Нужен он предпринимателям или его стоит убрать? Какова ситуация в области по сборам этого налога?
Р.В.: Введение или отмена НСП находятся в компетенции губернатора. То, что мы его ввели, – одно из средств пополнения бюджета. Если мы уберем этот налог, то откроем такую дыру в бюджете, что зарплаты врачей и учителей могут оказаться под угрозой. С 2004 года федеральные власти официально собираются отменять НСП. Но пока, с точки зрения областного бюджета, мы не готовы к тому, чтобы его отменять или снижать. Быть может, через год-два к этому и придем. Он нужен потому, что у нас большие социальные обязательства. Я бы не стал говорить о том, что это тяжелейшее бремя бизнеса.
Грамотный бухгалтер должен искать пути правильного учета, заниматься налоговым планированием. Есть официальные, легальные способы снижения налоговых затрат. Центр поддержки предпринимательства, который мы создали, предназначен и для того, чтобы предоставить бизнесу налоговые консультации, чтобы они могли снизить свои затраты.
Общий уровень налогов мог бы быть и пониже, государство к этому идет. Но не сразу. К снижению ставок мы пока не готовы.
Беседовала Мария Молина.
Переизбрание Трампа изменило тактикту украинцев и американцев
Некоторые не выдержали критику и передумали