Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Впрочем, совсем уж отрешиться от чисто политических мотивов затруднительно – год-то все же выборный. Предстоящие осенью четыре парламентских чтения закона о бюджете-2004 будут проходить в самый разгар избирательной кампании, и правительству придется немало попотеть, чтобы думские радетели о благе народном не раздули расходные статьи сверх всякой меры. Правительственные мужи хотят, напротив, непроцентные расходы консолидированного бюджета сократить – до 30,4-30,6% ВВП, или на 1,3-1,5% ВВП по сравнению с 2003 годом. Цель святая: снизить за счет этого и уровень государственных изъятий из экономики; в свою очередь, ослабление налогового бремени должно стимулировать экономический рост.
Все баталии последних дней завихряются как раз вокруг ключевого вопроса: насколько и когда можно скостить налоги, не порушив при этом бюджет. Речь идет, главным образом, о налоге на добавленную собственность (НДС) и едином социальном налоге (ЕСН). Первый из них предполагается снизить с нынешних 20% до 17-18%, а затем до 15-17%; эффективную же ставку ЕСН планируется сократить на первом этапе с 30% до 25% (за счет уменьшения базовой и регрессионных ставок, а также порога регрессии и количества интервалов регрессионной шкалы). Особо радикальными эти предложения не назовешь, но на большее бюджетного пороха просто не хватит. Даже такие, в общем-то скромные, новации вызывают большой вопрос: можно ли будет осуществить их уже в следующем году или придется отложить до 2005-06 гг.? НДС, например, обеспечивает почти 41% бюджетных доходов. Премьер, которому президент нет-нет да попеняет за умеренные темпы экономического роста, настаивает на ускорении налоговой реформы; Минфин в лице Кудрина – всячески противится.
Кудрина, конечно, можно понять: в случае чего, крайним окажется именно его ведомство. Вот ведь и Путин на совещании с членами кабинета 17 марта, посвященном подготовке нового бюджета, подчеркнул, что главным при разработке финансовых планов должно быть обеспечение "стабильного, прогнозируемого развития страны и выполнения социальных обязательств перед населением". Тем не менее, недавно Кудрин заявил, что 2%-ное сокращение НДС (или – на выбор – 5%-ное снижение эффективной ставки ЕСН) может быть проведено уже в 2004 году. За что, кстати, получил очередную нахлобучку от Касьянова: как же, мол, так? – раньше с пеной у рта доказывали, что пойти на это решительно невозможно, а теперь получается, всех за нос водили?
В то же время согласие Минфина на уменьшение НДС с января будущего года – в известной мере дипломатическое лукавство. Во-первых, соответствующий законопроект нужно внести в Госдуму в самое ближайшее время, чтобы он был рассмотрен в весеннюю сессию хотя бы в первом чтении (ведь базовые бюджетные параметры определяются при первом чтении закона о бюджете, проходящем в начале осенней сессии, и утверждать эти параметры до одобрения изменений в налоговом законодательстве не годится); таким образом, сроки, мягко говоря, поджимают. Во-вторых, по заявлению того же Кудрина, в условиях падения мировых цен на нефть налоговые облегчения будут возможны только при дополнительном урезании непроцентных расходов – а кто ж их еще больше урежет в преддверии парламентских и президентских выборов. Наконец, в-третьих, чтобы все-таки решить, можно ли (и насколько) уменьшить налоги, надо более-менее точно представлять, какими в том и ином случае будут бюджетные поступления. Но именно это оказывается сейчас невозможным.
С подготовкой финансово-экономических прогнозов и расчетов Минэкономразвития, курируемое, кстати говоря, Кудриным в качестве вице-премьера, явно затянуло. Однако кроме экономического эффекта налоговых нововведений ведомство Грефа может оценить лишь прямые потери бюджета, а предсказать возможность их восполнения не в состоянии – по крайней мере, до окончания военной операции США против Ирака и выяснения ее последствий перспективные прогнозы цен на нефть будут по-прежнему напоминать гадания на кофейной гуще. А ведь уровень этих цен не только определяет размер доходов российского бюджета, но и – опосредованно – ключевые макроэкономические показатели. Так, "избыточный" (в том смысле, что переварить его российская экономика при своей нынешней структуре не в состоянии) приток валюты в страну снижает конкурентоспособность отечественного производства (и тем самым тормозит экономический рост) ввиду укрепления реального курса рубля, а усилия Центробанка по сдерживанию этого процесса разгоняют инфляцию.
18 марта Минэкономразвития представило, как уже отмечалось, новые, дополнительно уточненные сценарии развития экономики на ближайшую и среднесрочную перспективу, в которых цены на нефть – по-прежнему главный фактор. Впрочем, что касается 2004-06 гг., исходные для расчетов уровни цен остались без изменений: $18,5 за баррель нефти марки Urals по "умеренному" сценарию (раньше он назывался "пессимистическим") и $22-23 – по "оптимистическому"; к ним, правда, добавился еще "критический" сценарий – $13,5 за баррель (с учетом подвариантов, всего представлено 9 сценариев). Однако в своем оптимизме российские чиновники никогда не поднимаются выше среднегодовой цены по прогнозам мировых агентств, а бюджет составляют, руководствуясь для подстраховки "умеренно-пессимистическими" соображениями. Вот и бюджет-2003 был разработан исходя из цены $18,5 за баррель. В результате же затягивания с началом операции против Ирака нефтяные цены в январе-марте держались выше отметки $30, и, как считают теперь грефовцы, даже если к концу года стоимость барреля российской нефти упадет до $21, в среднем за год она составит $25,5.
Следовательно, денег в бюджет поступит в нынешнем году гораздо больше, нежели планировалось, что позволит создать значительный финансовый резерв. Этих средств, возможно, хватит для снижения не только НДС на 2% (согласно правительственным расчетам, потери налоговых доходов составят в этом случае 106 млрд. рублей), но и эффективной ставки ЕСН на 5% (130-176 млрд. рублей). Иначе говоря, заботясь о "стабильности" и "выполнении социальных обязательств", нет, тем не менее, жестокой необходимости откладывать налоговую реформу до 2005 года. Была бы, как говорится, воля...
Всего есть четыре ключевые кандидатуры для замены лидера
Западные элиты ни перед чем не остановятся