Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
На днях замруководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Юрий Тыртышов заявил, что целью государственной политики в области ЖКХ является создание "такой системы, которая не будет зависеть от персоналий, власти и бизнеса. Необходимо, чтобы эта система работала на принципах взаимного контроля и взаимных интересов для обеспечения максимального комфорта для конечных потребителей".
Первым шагом к достижению поставленной цели можно считать декларацию о взаимодействии власти, частного бизнеса и потребителей в коммунальной сфере, подписанную по итогам состоявшегося 5 июня во Владимире Межрегионального отраслевого форума "ЖКХ России: перспективы развития. Партнерство потребителей, власти и бизнеса", одним из организаторов которого бал крупнейший коммунальный оператор в России ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС).
Участники форума провели своего рода ревизию проблем, мешающих поступательному развитию коммунального хозяйства. Главная из них – его низкая инвестиционная привлекательность. Притоку инвестиций мешает нежелание местных властей заключать с предпринимателями долгосрочные соглашения, а ддоговоры аренды на 11-12 месяцев лишь увеличивают риски потенциальных инвесторов.
В проекте закона "Об инвестиционных соглашениях" предусмотрено заключение долгосрочных договоров между муниципалитетом и инвестором. В них местные власти будут определять "основные направления" развития коммунального хозяйства на "своей" территории, а компании – необходимые на эти цели расходы. В соглашениях будут также закреплены принципы изменения тарифов, способы возврата вложенных инвестиций и пр., при этом муниципалитеты смогут лишь контролировать деятельность компании, но не руководить ею.
В то же время, считает Сергей Яшечкин, "в законопроекте слабо проработан механизм компенсаций частным компаниям в случае расторжения муниципалитетом заключенного договора. Норма, предусматривающая возмещение убытков, в том числе и по суду, также должным образом не прописана. Передача объектов коммунального хозяйства в управление частнику станет возможной лишь на основе открытых конкурсов, само проведение которых, как известно, требует денег. Многие муниципалитеты лишними средствами не располагают, поэтому и конкурс провести не смогут". Все это, по мнению руководителей холдинга РКС, а также многих независимых экспертов, создает дополнительные препятствия для частного бизнеса.
Что касается тарифов, то они, по новому законопроекту, должны перестать быть элементом политических игр и отражать реальную стоимость услуг предприятий ЖКХ. Определенный прогресс в данной сфере уже достигнут. С другой стороны, есть риск излишне зарегулировать вопросы, связанные с определением тарифных ставок. В этом смысле более логичным было бы принятие общего закона о регулировании сферы ЖКХ в целом. В нем должны быть определены базовые параметры деятельности всех предприятий отрасли, а также функции единого регулирующего органа.
Принятие такого закона невозможно без решения вопроса о собственности. В МЭРТе, например, готовы разрешить приватизацию объектов ЖКХ. В свою очередь, Сергей Яшечкин считает, что они должны оставаться в муниципальной собственности и передаваться бизнесу в управление. Иначе есть риск, что "коммуналку" просто растащат по кускам.
Обсуждаемые Думой законопроекты позволяют решить лишь часть накопившихся проблем. Впрочем, время для исправления ошибок есть – как и соответствующие рецепты, предложенные профессионалами. Было бы желание.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету