Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Наказывать за недобросовестную конкуренцию? Оно конечно, можно, но конкуренция от этого другой не станет. Дело в том, что региональная структура нефтепереработки в нашей стране устроена так, что от монополий никуда не деться. Все ныне существующие НПЗ были построены еще в советские времена – причем равномерно, с таким расчетом, чтобы каждый регион был обеспечен бензином. Затем, в результате создания вертикально-интегрированных нефтяных компаний, НПЗ и заправки практически каждой отдельно взятой области оказались под одной крышей, и мы получили те самые региональные монополии, на которые сетует теперь МАС. Единственным исключением являются Москва и Московская область, которые снабжаются сразу несколькими НПЗ: рязанским, ярославским, киришским и даже нижегородским. Так что на бензиновом рынке столичного региона конкуренция возможна, и она существует. Хотя, как наглядно демонстрирует приведенный пример Ростовской области, присутствие в регионе даже нескольких крупных операторов рынка нефтепродуктов отнюдь не является гарантией от монопольного "регулирования" цен.
Впрочем большинство экспертов убеждены, что цены на бензин растут не только (и не столько) из-за регионального монополизма нефтяников в России. Основной фактор роста очевиден: это взлет мировых цен на нефть. Менее чем за год они удвоились – так что, если бы бензин на российском рынке четко ориентировался на нефтяные цены, то стоил бы сейчас более 20 руб. за литр. Получается, что наш бензин ведет себя достаточно скромно, хотя все на него ругаются.
Конечно, когда за рубежом такой нефтяной ажиотаж, наших добытчиков "черного золота" подмывает экспортировать как можно больше, даже в ущерб внутреннему рынку. Но экспортные возможности России (пропускная способность трубопроводов и портов) тоже ограничены – возможно, только поэтому дефицита топлива в стране нет и НПЗ работают без перебоев. Что же касается возможности экспорта собственно бензина, тут еще больше проблем. Во-первых, бензина мы производим не так уж много. "С 1995 г. добыча нефти в России возросла с 307 млн т до 440 млн т, а переработка осталась на прежнем уровне", – констатировал завкафедрой Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Владимир Капустин, выступая недавно на международном семинаре по проблемам энергодиалога РФ – ЕС. Бензина производим столько же, но при этом внутренние потребности в автомобильном топливе за эти годы значительно возросли. Не до экспорта тут! Причем, по мнению Владимира Капустина, "застой в области переработки нефти возник из-за отсутствия государственного регулирования". Одним словом, не стало "руководящей и направляющей" руки. А вот зато со следующего года Россия, по словам ученого, вообще "не сможет поставлять в страны Евросоюза продукты нефтепереработки, удовлетворяющие стандартам ЕС". Сотрудник Генерального директората по вопросам окружающей среды Еврокомиссии Брайн Бранган разъяснил, что "сейчас в ЕС запретили использование этилированного бензина, сократили содержание серы в дизельном топливе". Таким образом, наш бензин будет весь наш.
Но вернемся к проблеме ценообразования на российском рынке топлива. Тут, кроме конъюнктуры мировых цен на нефть, следует учитывать и действие внутренних экономических факторов. Прежде всего, не стоит забывать про инфляцию рубля. С начала года она составила, по расчетам экспертов, порядка 10% – вот вам и целая треть от роста цен на бензин. Сказались и изменения в налогообложении этого товара. После недавнего повышения акциза на бензин государству достается в виде налогов целых 40 коп. с каждого рубля, который автомобилист оставляет на бензоколонке. Конечно, жаба начинает слегка душить, когда об этом думаешь, но становится легче, если вспомнить про Европу. Там, в самых развитых странах Евросоюза налоговая составляющая в отпускной цене автомобильного топлива доходит до 80%! Высокие налоги – это, кстати, главная причина дороговизны бензина в Европе. А в США, к примеру, цены на него примерно равны российским, зато налоги в этой цене составляют не более четверти.
В общем, господа автомобилисты, нам грех жаловаться. Пока. Наш бензин – по-прежнему один из самых дешевых в мире (о качестве, правда, помолчим), а государство наше – не самое жадное до налоговых поступлений. Другое дело, что в Европе, например, на средства от "бензиновых" налогов строят много весьма неплохих дорог (даже на железные хватает!), а у нас с этим – как всегда. Но, в общем, ко всему можно привыкнуть. Возможно, придется привыкать и к более задиристому росту цен на бензоколонках (20 руб. к весне – это реально), поскольку нефть, говорят, дешеветь уже не будет. Вот газ – другое дело; в иных регионах РФ уже весь частный маршрутный транспорт на газу ездит. А Европа и того дальше пошла: там на водород переходят. И не боятся. Некоторые эксперты говорят, что еще лет 20-30, и бензиновые движки останутся только в музеях: слишком дорогим станет их использование.
Женщины опасаются действия властей