Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ОСНОВАТЕЛЬ ОРКЕСТРА БОРИС ТРОЯНОВСКИЙ |
Годом основания оркестра принято считать 1919-й. Тогда выдающийся солист-балалаечник Борис Трояновский пригласил из Петрограда в Москву группу музыкантов из оркестра своего знаменитого учителя Василия Андреева. Во главе "переселенцев" стоял концертмейстер-домрист Петр Алексеев. Репетиции начались 7 августа 1919 г., а первый концерт народники дали уже 16 августа в саду "Эрмитаж". Созданный тогда Первый московский великорусский оркестр (в который вошли и несколько москвичей-музыкантов) состоял только из балалаек и домр. В таком виде оркестр просуществовал до 1940 г., пока за дирижерский пульт не встал другой ученик В.Андреева Николай Петрович Осипов, имя которого коллектив носит по сей день. Осипов коренным образом изменил строй оркестра – в основной состав была введена большая группа баянов, народных духовых и ударных инструментов. Получился настоящий многотембровый оркестр, которому под силу исполнение практически любого сочинения – от простой обработки народной песни до сложной симфонической партитуры.
Начавшаяся война, о которой осиповцы узнали на гастролях в Сталинграде, круто перевернула жизнь коллектива: братьям Николаю и Дмитрию Осиповым при авторитетной поддержке знаменитого дирижера Николая Голованова пришлось долго доказывать, что оркестр нельзя расформировывать, что "человек с балалайкой и домрой не менее сильный человек, чем человек с винтовкой". Оркестр удалось отстоять, началась фронтовая жизнь. В разрушенный Сталинград музыканты вернулись после его освобождения и концертом на площади среди руин продолжили прерванные гастроли.
Радость победы смешалась с горечью утраты – 9 мая 1945 г. умер Николай Петрович Осипов, место которого занял его брат Дмитрий Петрович. В то время с оркестром начали активно сотрудничать певцы академического плана – Марк Рейзен, Максим Михайлов, Александр Пирогов, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Алексей Иванов, Надежда Обухова и многие другие (записи их концертов сохранились до сегодняшнего дня). Авторитет оркестра поднялся на невиданную высоту. К работе были привлечены крупнейшие российские симфонические дирижеры Ю.Фаер, Н.Аносов, А.Гаук и другие. Оркестр выступал под руководством композиторов Р.Глиэра и А.Хачатуряна.
В 1979 г. пост главного дирижера оркестра занял Николай Николаевич Калинин. Именно ему мы обязаны тем, что оркестр не только без потерь преодолел время культурного лихолетья, но и все это время жил активной творческой жизнью, не прерывая своих выступлений. В 1995 г. коллектив под руководством Николая Калинина проехал по всей Волгоградской области тем же маршрутом и с той же программой, что и во время Великой Отечественной войны.
Смерть Н.Н. Калинина летом этого года, безусловно, огромная потеря, которая поставила перед руководством оркестра, в частности перед его нынешним директором А.И. Жидковым, массу проблем. Опыт общения с этим человеком подсказывает мне, что дело Н.Калинина не будет предано забвению, и осиповцы еще не раз порадуют своих слушателей интересными концертами.
Музыкальную программу 18 ноября оркестр начал без дирижера, таким образом почтив память недавно ушедшего из жизни Н.Н. Калинина. Его место пока остается вакантным. На время концерта за пульт встал Владимир Рябцев, под его руководством оркестру удалось подтвердить, что коллектив, несмотря ни на что, жив и находится в отличной форме.
Программа первого отделения была составлена так, что оркестр смог продемонстрировать все грани своей деятельности. Для начала было исполнено симфоническое произведение в переложении для оркестра народных инструментов (в качестве примера была выбрана первая часть Симфонии №1 В.Калинникова). Под аккомпанемент оркестра спели Ольга Гурякова и Владимир Маторин. Высочайший уровень мастерства в тот вечер смогли продемонстрировать почти все группы инструментов. Концертная фантазия на тему старинного вальса "Лесная сказка" В.Городовской прозвучала в виртуозном исполнении дуэта гуслей – Майи Воронец и Аллы Догадовой. "Испанскую фантазию" И.Фролова исполнил дуэт "Бис" - Н.Бурдыкина (домра) и И.Сенин (балалайка). Нескончаемую овацию вызвала "Камаринская" в исполнении унисона балалаек под руководством старейшего музыканта оркестра Анатолия Тихонова, который работает в оркестре с 1952(!) года.
Под занавес первого отделения осиповцы исполнили фантазию на тему русской народной песни "Коробейники" В.Дителя. До боли знакомая мелодия то переходила от одной группы к другой, то исполнялась tutti. И, честное слово, невольно становилось радостно от того, что это именно русская народная песня, что есть такой замечательный оркестр, от звука которого душа начинает петь. Да и как, посудите сами, устоять перед таким родным и близким звучанием русской балалайки, нежно и трогательно выводящей мотив "Ой, полным-полна моя коробушка…"
Во втором отделении прославленный коллектив принимал поздравления. К счастью, обошлось без длинных речей: коллеги-музыканты поздравляли осиповцев так, как в данном случае уместнее всего – своим собственным творчеством. Засвидетельствовать свое почтение в тот вечер пришли Ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого, Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова, Оркестр московского военного округа, Ансамбль барабанщиков "Фиеста" Московской военной консерватории, детские фольклорные ансамбли "Звонница" и "Игранчики". Под аккомпанемент оркестра спели Ольга Четоева, Лариса Трухина, Василий Пьянов, Пелагея, Василий Овсянников.
Накануне мир перевернулся