Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
И действительно, не чувствуют. Да и с чего бы вдруг? Власть постепенно превратилась в некую "вещь в себе": корпорацию, участие в которой приносит всевозможные блага, а неучастие не освобождает от ответственности перед законом (который применяет все та же власть). И даже выборы, которые до сих пор оставались единственной для простого человека возможностью поставить "неуд" этой самой власти, потихоньку сворачивают. Губернаторов уже не выбирают, а скоро и депутатов Госдумы будут предлагать электорату исключительно списком, сверстанным в Москве. Но взамен населению позволят выбирать очень много очень маленьких начальников – то самое местное самоуправление, которое будет решать вопросы исключительно местного значения. Полномочия уже поделены, и теперь каждый пенсионер будет знать, кто виноват – ну, например, в том, что засорилась канализация.
"То, что предлагается с точки зрения реформирования муниципального уровня управления, направлено именно на преодоление этого разрыва, чтобы восстановить доверие общества к власти и органам управления в стране и сделать власть более эффективной для решения нужд наших граждан", – объяснил президент. Однако сделать это, как выяснилось, не так просто: во-первых, полномочия оказалось поделить проще, чем деньги. Губернаторы до сих пор хватаются за голову при мысли о том, что теперь придется выяснять отношения не только с городскими бюджетами, но и с бюджетами сотен поселковых советов. Мало кто может понять, откуда брать тысячи и тысячи избранных управленцев, которые будут способны этими бюджетами управлять. И ведь что самое ужасное – самостоятельно управлять, да еще и денег положенных на отправление полномочий требовать. Наконец, надо еще разделить регион на муниципальные образования, поделить собственность между разными уровнями власти и решить, как будут этот самый нижний уровень выбирать. Тут, как известно, есть два варианта: можно просто выбирать, а можно выбрать сперва десяток-другой депутатов, которые сами выберут себе главу, а руководителя администрации наймут по контракту. И это будет уже не избранный мэр, а "сити-менеджер", которого всегда можно уволить, не дожидаясь следующих выборов. Не трудно догадаться, какому варианту отдают предпочтение губернаторы.
По идее, решать подобные вопросы население должно самостоятельно, на местном референдуме. Но буквально на прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении поправку, которая позволит региональным властям самостоятельно решать, каким быть местному самоуправлению. По крайней мере, на переходный период. Объяснили это решение просто: народ спросить уже не успевают.
На самом деле не успевают много чего. Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска упрекала в нерасторопности федеральное правительство: "До сих пор нет нормативных документов, которые должны обеспечить реализацию реформы", – заявила она журналистам. По данным главы Конгресса местного самоуправления Элеоноры Шереметьевой, только в десятой части из всех имеющихся муниципальных образований успели разграничить собственность между регионами и муниципалитетами. А почти половина к этому даже не приступала. Между тем, отметила она, без разграничения собственности невозможно подготовить муниципальные бюджеты на 2006 г., а со следующего года они должны уже работать.
Впрочем, в межбюджетных отношениях пока вообще очень мало ясности. "На жизнь" местному самоуправлению оставили около 10 источников дохода. По оценке председателя комитета по местному самоуправлению Владимира Мокрого, для более-менее самодостаточного существования нужно втрое больше. Значит, основным источником якобы абсолютно самостоятельного местного самоуправления останутся трансферты из регионов. Логика железная: кто выделяет деньги, тот и руководит. Теперь губернаторы бьются за то, чтобы получить максимум свободы при распределении этих трансфертов. И, похоже, успешно: состоявшийся вчера Совет законодателей рекомендовал предоставить регионам больше возможностей для бюджетного выравнивания муниципальных образований. Сейчас один муниципалитет имеет право быть в два раза богаче соседей по региону и самостоятельно распоряжаться излишками. Но скоро он сможет быть богаче только на 30% – остальное заберут и поделят "на всех". Одним словом, не успевая решить массу жизненно важных вопросов, власть сделала все, чтобы минимизировать потери в области управляемости реформированными муниципалитетами.
Ситуация может еще больше обостриться