Балет с английским акцентом

Труппа самого знаменитого британского хореографа танцует в Москве аристократический триллер. Каждый эпизод, каждое действие и даже мысли героев превращены в "Пьесе без слов" в пластические этюды – то невероятно смешные, то по-настоящему жуткие


Фото: chekhovfest.ru



Спектакль "Пьеса без слов", поставленный знаменитым британским хореографом Мэтью Боурном, априори считался одним из главных событий проходящего в Москве театрального Чеховского фестиваля, и уже можно констатировать, ожидания оправдал полностью – это по-настоящему блистательное шоу, которое вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным.

Пьеса у Мэтью Боурна действительно получилась без слов – здесь говорят движением, живут, танцуя. Тем не менее, назвать постановку балетом будет неправильно – это все же драматический спектакль. Неожиданный, непривычный, но драматический. Артисты труппы New Adventures прежде всего рассказывают зрителю историю – вполне внятную и увлекательную, с массой коллизий и занимательной интригой. Просто для рассказа они пользуются языком пластики – смесью танца, пантомимы и акробатики.

На сцене Англия шестидесятых. Никогда не был в Англии 60-х, но узнал сразу – именно такая она и должна была быть: элегантные мужчины в твидовых пиджаках, элегантные женщины в плащах и на шпильках, элегантные телефонные будки и непередаваемый аромат дендизма, струящийся со сцены. Наблюдая за разворачивающимся действом, я подумал, что люди разных народов и рас отличаются не только внешним видом и языком – пластикой тоже. Так вот, герои "Пьесы без слов" движутся с классическим английским акцентом. Описать это довольно сложно, но поверьте: и без красных телефонных будок и твидовых пиджаков время и место действия считывается по одной пластике персонажей.


Фото: chekhovfest.ru

Итак, Англия шестидесятых. В центре повествования – молодой холостяк приятной наружности и неприятной бесхребетности. Однажды он нанимает в свой дом пару слуг – смазливую горничную и осанистого камердинера и начинает наслаждаться небывалым комфортом: камердинер буквально сдувает с хозяина пылинки, а черное платьице горничной порождает пикантные фантазии. Однако через какое-то время жизнь молодого денди меняется, все стремительней превращаясь в кошмар. Камердинер, у которого на уме оказалось черт знает что, вначале лишает хозяина невесты, а потом совершенно подчиняет его себе и оставляет уничтоженным, разбитым, растоптанным.

Изобретательность Мэтью Боурна не знает границ. Мало того, что он умудрился превратить психологический триллер (в основе постановке лежит классический фильм 1963 г. "Слуга" режиссера Джозефа Лоузи) в хореографическую постановку, так ведь еще насколько необычно это сделано! Одной из главных особенностей спектакля стало повальное клонирование героев. На сцене одновременно могут присутствовать три молодых холостяка, три невесты и пара горничных в придачу. Точнее, так – не три невесты, а одна, но в трех вариантах. Благодаря этому действие спектакля становится предельно насыщенным, время сжимается, зрителю просто некогда передохнуть и отвлечься – он поглощен просмотром живого калейдоскопа, кружащего по сцене.


Фото: chekhovfest.ru

Самое замечательное в хореографии Боурна то, что она выглядит совершенно естественной. Артисты в этом спектакле не танцуют, не делают па-де-де и не крутят фуэте – они живут, ходят, общаются, выполняют обычные бытовые дела и даже мечтают. Просто живут они под музыку и движутся музыкально. Каждый эпизод, каждое действие и даже мысли героев превращены в оригинальные пластические этюды. Чего стоит одна лишь демонстрация заботы, которой камердинер окружил своего хозяина. Мэтью Боурн показал ее с помощью эпизода параллельного и разнонаправленного стриптиза, в который превращен обряд одевания-раздевания. Два экземпляра слуги необыкновенного одновременно работают с двумя хозяинами-неваляшками, один из которых проходит путь от Аполлона в трусах и носках до полностью одетого джентльмена, а второй совершает обратную трансформацию, эффектно завершающуюся отточенным движением, которым слуга сдергивает с хозяина трусы, отправляя его в душ. Поверьте, очень забавно.

В "Пьесе без слов" вообще много смешного, много трогательного, есть и достаточно эротичные моменты, а в финале происходящее на сцене уже можно назвать жутковатым и даже трагичным. Единственное, что присутствует всегда – это изумительная, выверенная, изобретательная работа режиссера-постановщика и отточенная игра его актеров.

"Пьеса без слов" будет идти в театре им. Моссовета до 24 июля. Время еще есть.

Выбор читателей