Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Вместе с тем, большинство аналитиков не склонны считать, что смерть короля Фахда несет в себе катастрофические последствия для рынка нефти. Несмотря на то, что Саудовская Аравия является признанным лидером мировой нефтедобычи и занимает лидирующее положение в ОПЕК, роль и значение во всем этом покойного короля были невелики. Монарх на протяжении длительного времени был болен и практически не принимал участия в нефтяной политике государства.
Новым королем Саудовской Аравии провозглашен наследник престола принц Абдулла, возглавлявший нефтяную отрасль страны с 1995 г., когда король Фахд перенес инсульт. Это позволяет надеяться, что смена власти в стране пройдет без особых потрясений для экономики, а, как следствие, и всей мировой "нефтянки". Более того, буквально через несколько часов после кончины Фахда саудовские официальные лица поспешили заявить о приверженности прежней стратегии, которой придерживалась их страна на мировом нефтяном рынке.
И все же торопиться с окончательными прогнозами последствий смены власти в Саудовской Аравии для нефтяного рынка, похоже, преждевременно. Пока что аналитики правы в главном: сама по себе смерть короля вряд ли сможет повлиять на ситуацию, хотя бы потому, что Фахд в последние годы своей жизни на нее практически не влиял. Также крайне сомнительно, что новая власть кардинально изменит прежнюю политику в отношении нефтяного рынка и самого влиятельного его игрока – США.
Риск заключается в другом – смена власти в Саудовской Аравии может стать прекрасным поводом для спекулятивного раскачивания рынка. Стоит заметить, что в настоящий момент мировой нефтяной рынок крайне неустойчив и находится в нервозном состоянии, вызванном последними событиями в нефтедобывающей отрасли.
Напомним, что в прошлый четверг на нефтеперерабатывающем заводе компании Murphy Oil в штате Луизиана произошел пожар на блоке гидрообработки мощностью 18 тыс. баррелей в день. Далее в тот же день стало известно об аварийной приостановке реформера на НПЗ корпорации Marathon в Тексас-Сити, штат Техас. На этом череда катастроф на американских НПЗ не закончилась. В четверг вечером вспыхнул пожар на одном из производственных блоков завода компании BP все в том же Тексас-Сити. Заметим, что этот НПЗ (пропускная способность 460 тыс. баррелей нефти в день) является третьим по величине в США. Пожар был ликвидирован лишь к Yтру пятницы. Его результатом стало падение уровня производства бензина на 35 тыс. баррелей в день. Напомним, что это не первая катастрофа на данном предприятии. В марте с.г. на этом же заводе произошел сильный взрыв, жертвами которого стали 15 человек.
"Огненный четверг" не стал кульминацией в списке злоключений, выпавших на долю нефтяных корпораций. В пятницу наваждения пожар произошел в жилом помещении на нефтяном месторождении Schiehallion в Северном море, принадлежащем все той же ВР. В результате работы на месторождении, мощностью 120 тыс. баррелей в день, были приостановлены.
Трагической выдалась прошлая неделя не только для англо-американского сектора мировой "нефтянки". В минувшую среду сильнейший пожар охватил нефтедобывающую платформу индийской нефтегазовой корпорации ONGC в Аравийском море. Платформа находилась в 160 км западнее Мумбаи (Бомбей), ее производительность составляла 100 тыс. баррелей в сутки (около седьмой части всей нефтедобычи в Индии). В результате пожара платформа выгорела полностью.
Сложно сказать, обошлось все происшедшее без вмешательства "высших сил" или нет, но суммарный ущерб, нанесенный нефтяному рынку за прошедшую неделю, сопоставим с последствиями небольшой войны. На этом фоне любые спекуляции на событиях, имеющих то или иное отношение к нефтяной отрасли, могут привести к дальнейшей дестабилизации рынка. Сегодняшнее положение дел на мировом рынке нефти являет собой настоящий рай для спекулянтов, в связи с чем известие о кончине саудовского короля может оказаться не таким уж нейтральным событием, как считает большинство аналитиков.
Так или иначе, но в современном мире крепнет ощущение того, что в последние годы в нефтяном секторе зарождается новая реальность, сильно отличающаяся от той, что господствовала там в течении нескольких десятилетий. Суть ее состоит в том, что средний уровень нефтяных цен на начало XXI в. будет заметно превосходить прежний. Во-первых, это связано с тем, что в число крупнейших потребителей "черного золота" вошли бурно растущие экономики Индии и Китая. За короткое время по уровню потребления нефти эти страны приблизились к США. Во-вторых, неожиданной кризисной точкой оказались мощности по переработке нефти и производству нефтепродуктов. Резкий скачок потребления привел к тому, что нефтеперерабатывающая промышленность большинства стран оказалась не в состоянии удовлетворять растущий спрос на нефтепродукты. Строительство новых НПЗ требует значительного количества времени (3-6 лет), а это значит, что в это время покрывать растущий дефицит топлива будет практически некому. Учитывая последние события на НПЗ в США, можно предположить, что авральная эксплуатация перерабатывающих мощностей будет только способствовать нарастанию рисков во всем нефтяном секторе.
В Европе чувствуется усталость от конфликта